Нехирургическая коррекция внешности: что движет ее потребителями?

  • Е. С. Багненко Институт красоты «Галактика» (Россия, 194044, г. Санкт-Петербург, Пироговская набережная, 5/2) https://orcid.org/0000-0003-4584-7005 e_bagnenko@mail.ru
Ключевые слова: нехирургическая коррекция внешности, женщины, мотивы обращения за косметологической помощью, социальный статус, сравнение с данными литературы

Аннотация

Обоснование. В последние годы в мире отмечается бум обращения населения, в первую очередь женщин, за нехирургической коррекцией внешности, причем если в России это можно было бы связать с ростом финансового благосостояния населения, то объяснять этим аналогичную тенденцию в западных странах не приходится. Определенное влияние на нее оказали и эпидограничения, связанные с пандемией COVID-19, и последующее их снятие. Цель: исследование причин этого явления и мотивов обращения женщин за косметологической помощью. Материалы и методы. Производилось анкетирование 110 пациенток в возрасте 45 ± 8 лет, получавших косметологическую помощь в специализированной клинике до пандемии COVID-19 и после снятия эпидограничений. Материалом исследования послужило заполнявшееся анонимно структурированное интервью 110 пациенток косметологической клиники. Интервью, разработанное автором, включало четыре основных блока вопросов: социально-демографические характеристики; социально-психологические характеристики; субъективная оценка своей внешней привлекательности; субъективные косметологические жалобы. Статистическая обработка данных включала анализ таблиц сопряженности, отражающих частоту встречаемости отдельных мотивов обращения в косметологическую клинику женщин двух сравниваемых групп; частотный анализ градаций номинативных признаков проведен с помощью χ2 Пирсона. Результаты. Установлено, что если в «доковидное» время мотивами пациенток примерно в равной степени служило желание улучшить свой внешний вид и решить имеющиеся у них психологические проблемы и проблемы социального функционирования, то после отмены обусловленного пандемией COVID-19 режима вынужденной изоляции и снятия эпидемиологических ограничений решение социальных и психологических проблем стало преобладающим мотивом посещения косметолога. Заключение. Результаты исследования и анализа соответствующих публикаций свидетельствуют о ведущей роли достижения психологического комфорта и оптимального социального функционирования среди мотивов обращения женщин за нехирургической коррекцией внешности. После снятия социальных ограничений, связанных с пандемией COVID-19, эта тенденция оказывается еще более выраженной.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторе

Е. С. Багненко , Институт красоты «Галактика» (Россия, 194044, г. Санкт-Петербург, Пироговская набережная, 5/2)

Кандидат медицинских наук, врач-дерматолог-косметолог

Литература

1. Galadari H., Gupta A.S., Kroumpozos G. et al. COVID-19 and its impact on cosmetic dermatology. Dermatologic Therapy. 2020;33(6):e13822. DOI: https://doi.org/10.1111/dth.13822.
2. Sadick N.S. The impact of cosmetic interventions on quality of life. Dermatology Online Journal. 2008;14(8):2.
3. Sadick N.S., Krueger N. Cosmetic dermatology. Dermatologic Clinics. 2014;32(1):xi. DOI: https://doi.org/10.1016/j.det.2013.10.001.
4. Alam A., Kakar R., Nodzenski M. et al. Multicenter prospective cohort study of the incidence of adverse events associated with cosmetic dermatologic procedures: lasers, energy devices, and injectable neurotoxins and fillers. JAMA Dermatology. 2015;151(3):271–277. DOI: https://doi.org/10.1001/jamadermatol.2014.2494.
5. Walker C.E., Krumhuber E.G., Dayan S. et al. Effects of social media use on desire for cosmetic surgery among young women. Current Psychology. 2021;40:3355–3364. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-019-00282-1.
6. Суэми В., Фернхем А. Психология красоты и привлекательности. СПб.: Питер, 2009. 240 с. [Suemi W., Fernhem A. Psikhologiya krasoty i privlekatel'nosti. [Psychology of beauty and attractiveness]. St. Petersburg. Piter. 2009:240. (in Russ.)].
7. Agrawal H., Agarwal S. Impact of social media and photo-editing practice on seeking cosmetic dermatology care. Clinical, Cosmetic and Investigational Dermatology. 2021;14:1377–1385. DOI: https://doi.org/10.2147/CCID.S322859.
8. Ryali C.K., Goffin S., Winkielman P. et al. From likely to likable: the role of statistical typicality in human social assessment of faces. Proceedings of the National Academy of Sciences. 2020;117(47):29371–29380. DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.1912343117.
9. MacCallum F., Widdows H. Altered images: understanding the influence of unrealistic images and beauty aspirations. Health Care Analysis. 2018;26(3): 235–245. DOI: https://doi.org/10.1007/s10728-016-0327-1.
10. Петленко В.П. Основные методологические проблемы теории медицины. Л.: Медицина, 1982. 256 с. [Petlenko V.P. Osnovnie metodologicheskie problem teorii medicine [Main methodological problems of the theory of medicine]. Leningrad. Medicina. 1982:256. (In Russ.)].
11. Багненко Е.С. Роль внешности в социальной адаптации человека // Психология. Психофизиология. 2021. Т.14, № 4. С. 105–113. DOI: 10.14529/jpps210410 [Bagnenko E.S. Human beauty in the social adaptation. Psikhologiya. Psichofisiologiya = Psychology. Psychophisiology. 2021;14(4):105–113. DOI: https://doi.org/10.14529/jpps210410. (in Russ.)].
12. Kanwisher N., Yovel G. The fusiform face area: a cortical region specialized for the perception of faces. Philosophical Transactions of the Royal Society B. Biological Sciences. 2006;361:2109–2128. DOI: https://doi.org/10.1098/rstb.2006.1934.
13. Yarosh D.B. Perception and deception: human beauty and the brain. Behavioral Sciences. 2019;9(4):34. DOI: https://doi.org/10.3390/bs9040034.
14. Chelnokova O., Laeng B., Eikemo M. et al. Rewards of beauty: the opioid system mediates social motivation in humans. Molecular Psychiatry. 2014;19(7):746–747. DOI: https://doi.org/10.1038/mp.2014.1.
15. Foo Y.Z., Simmons L.W., Rhodes G. Predictors of facial attractiveness and health in humans. Scientific Reports. 2017;7:39731. DOI: https://doi.org/10.1038/srep39731.
16. Eleftheriou A., Bullock S., Graham C.A. et al. Does attractiveness influence condom use intentions in women who have sex with men? PLoS One. 2019;14(5):e0217152. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0217152.
17. Ryan M.J. Darwin, sexual selection, and the brain. Proc.Natl.Acad.Sci.USA. 2021;118(8):e2008194118. DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.2008194118.
18. Rosenthal G.G., Ryan M.J. Sexual selection and the ascent of women: mate choice research since Darwin. Science. 2022;375(6578):eabi6308. DOI: https://doi.org/10.1126/science.abi6308.
19. Koski J.E., Xie H., Olson I.R. Understanding social hierarchies: the neural and psychological foundations of status perception. Society for Neuroscience. 2015;10(5):527–550. DOI: https://doi.org/10.1080/17470919.2015.1013223.
20. Burleigh A., Beleznay K., Humphrey S. Aesthetic medicine during COVID-19: patient perspectives and motivations amidst a pandemic. Journal of Cosmetic Dermatology. 2021;20(3):711–713. DOI: https://doi.org/10.1111/jocd.13925.
21. Al-Natour S.H. Motives for cosmetic procedures in Saudi women. Skinmed. 2014;12(3):150–153.
22. Weinkle S.H., Werschler W.P., Teller C.F. et al. Impact of comprehensive, minimally invasive, multimodal aesthetic treatment on satisfaction with facial appearance: the HARMONY study. Aesthetic Surgery Journal. 2018;38(5):540–556. DOI: https://doi.org/10.1093/asj/sjx179.
23. Сац Е.А., Слободчиков И.М. Особенности самосознания у женщин-клиентов косметологических услуг // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18589 (дата обращения: 19.03.2022). [Sats E.A., Slobodchikov I.M. Peculiarities of self-awareness in women-clients of cosmetology services. Sovremennie problem nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2015;1-1. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18589 (accessed: 19.03.2022) (in Russ.)].
24. Sezgin B., Tatar S., Kara B.S. et al. Aesthetically thriving through Coronavirus disease 2019 (COVID-19): an evaluation of patient motivation and perception on aesthetic surgery and minimally invasive procedures. Facial Plastic Surgery. 2021;37(3):317–324. DOI: https://doi.org/10.1055/s-0041-1722909.
25. Wang J.V., Munavalli G.S., Zachary C.B. et al. Trends in cosmetic consumer preferences during COVID-19 pandemic: comparing 2021 to 2020. Journal of Cosmetic Dermatology. 2021;21(1):48–50. DOI: https://doi.org/10.1111/jocd.14615.
26. Ma Y., Kwon K.H. Changes in purchasing patterns in the beauty market due to post-COVID-19: literature review. Journal of Cosmetic Dermatology. 2021;20(10):3074–3079. DOI: https://doi.org/10.1111/jocd.14357.
27. Pang R., Wei Z., Liu W. et al. Influence of the pandemic dissemination of COVID-19 on facial rejuvenation: a survey of Twitter. Journal of Cosmetic Dermatology. 2020;19:2778–2784. DOI: https://doi.org/10.1111/jocd.13688.
28. Zheng R., Ren D., Xie C. et al. Normality mediates the effect of symmetry on facial attractiveness. Acta Psychologica. 2021;217:103311. DOI: https://doi.org/10.1016/ j.actpsy.2021.103311.
29. Silence C., Rice S.M., Pollock S. et al. Life after lockdown: Zooming out on perceptions in the post-videoconferencing era. International Journal of Women's Dermatology. 2021;7(5PartB):774–779. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijwd.2021.08.009.
30. Temiz S.A., Durmaz K., Dursun R. et al. Effect of the COVID-19 pandemic on the anxiety and depression levels in patients who applied to the cosmetology unit. Dermatologic Therapy. 2021;34(1):e14625. DOI: https://doi.org/10.1111/dth.14625.
31. Rice S.M., Siegel J.A., Libby T. et al. Zooming into cosmetic procedures during the COVID-19 pandemic: the provider's perspective. International Journal of Women's Dermatology. 2021;7(2):213–216. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijwd.2021.01.012.
32. Gasteratos G.A., Spyropoulou G.A., Suess L. “Zoom Dysmorphia”: a new diagnosis in the COVID-19 pandemic era? Plastic and Reconstructive Surgery. 2021;148(6):1073e–1074e. DOI: https://doi.org/10.1097/PRS.0000000000008559.
33. Pikoos T.D., Buzwell S., Sharp G. et al. The Zoom effect: exploring the impact of video calling on appearance dissatisfaction and interest in aesthetic treatment during the COVID-19 pandemic. Aesthetic Surgery Journal. 2021;41(12):NP2066-NP2075. DOI: https://doi.org/10.1093/asj/sjab257.
34. Pino O. Is Zoom dysmorphia a new disorder? Acta Biomedica. 2022;92(6):e2021303. DOI: https://doi.org/10.23750/abm.v92i6.12618.

References

1. Galadari H., Gupta A.S., Kroumpozos G. et al. COVID-19 and its impact on cosmetic dermatology. Dermatologic Therapy. 2020;33(6):e13822. DOI: https://doi.org/10.1111/dth.13822.
2. Sadick N.S. The impact of cosmetic interventions on quality of life. Dermatology Online Journal. 2008;14(8):2.
3. Sadick N.S., Krueger N. Cosmetic dermatology. Dermatologic Clinics. 2014;32(1):xi. DOI: https://doi.org/10.1016/j.det.2013.10.001.
4. Alam A., Kakar R., Nodzenski M. et al. Multicenter prospective cohort study of the incidence of adverse events associated with cosmetic dermatologic procedures: lasers, energy devices, and injectable neurotoxins and fillers. JAMA Dermatology. 2015;151(3):271–277. DOI: https://doi.org/10.1001/jamadermatol.2014.2494.
5. Walker C.E., Krumhuber E.G., Dayan S. et al. Effects of social media use on desire for cosmetic surgery among young women. Current Psychology. 2021;40:3355–3364. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-019-00282-1.
6. Суэми В., Фернхем А. Психология красоты и привлекательности. СПб.: Питер, 2009. 240 с. [Suemi W., Fernhem A. Psikhologiya krasoty i privlekatel'nosti. [Psychology of beauty and attractiveness]. St. Petersburg. Piter. 2009:240. (in Russ.)].
7. Agrawal H., Agarwal S. Impact of social media and photo-editing practice on seeking cosmetic dermatology care. Clinical, Cosmetic and Investigational Dermatology. 2021;14:1377–1385. DOI: https://doi.org/10.2147/CCID.S322859.
8. Ryali C.K., Goffin S., Winkielman P. et al. From likely to likable: the role of statistical typicality in human social assessment of faces. Proceedings of the National Academy of Sciences. 2020;117(47):29371–29380. DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.1912343117.
9. MacCallum F., Widdows H. Altered images: understanding the influence of unrealistic images and beauty aspirations. Health Care Analysis. 2018;26(3): 235–245. DOI: https://doi.org/10.1007/s10728-016-0327-1.
10. Петленко В.П. Основные методологические проблемы теории медицины. Л.: Медицина, 1982. 256 с. [Petlenko V.P. Osnovnie metodologicheskie problem teorii medicine [Main methodological problems of the theory of medicine]. Leningrad. Medicina. 1982:256. (In Russ.)].
11. Багненко Е.С. Роль внешности в социальной адаптации человека // Психология. Психофизиология. 2021. Т.14, № 4. С. 105–113. DOI: 10.14529/jpps210410 [Bagnenko E.S. Human beauty in the social adaptation. Psikhologiya. Psichofisiologiya = Psychology. Psychophisiology. 2021;14(4):105–113. DOI: https://doi.org/10.14529/jpps210410. (in Russ.)].
12. Kanwisher N., Yovel G. The fusiform face area: a cortical region specialized for the perception of faces. Philosophical Transactions of the Royal Society B. Biological Sciences. 2006;361:2109–2128. DOI: https://doi.org/10.1098/rstb.2006.1934.
13. Yarosh D.B. Perception and deception: human beauty and the brain. Behavioral Sciences. 2019;9(4):34. DOI: https://doi.org/10.3390/bs9040034.
14. Chelnokova O., Laeng B., Eikemo M. et al. Rewards of beauty: the opioid system mediates social motivation in humans. Molecular Psychiatry. 2014;19(7):746–747. DOI: https://doi.org/10.1038/mp.2014.1.
15. Foo Y.Z., Simmons L.W., Rhodes G. Predictors of facial attractiveness and health in humans. Scientific Reports. 2017;7:39731. DOI: https://doi.org/10.1038/srep39731.
16. Eleftheriou A., Bullock S., Graham C.A. et al. Does attractiveness influence condom use intentions in women who have sex with men? PLoS One. 2019;14(5):e0217152. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0217152.
17. Ryan M.J. Darwin, sexual selection, and the brain. Proc.Natl.Acad.Sci.USA. 2021;118(8):e2008194118. DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.2008194118.
18. Rosenthal G.G., Ryan M.J. Sexual selection and the ascent of women: mate choice research since Darwin. Science. 2022;375(6578):eabi6308. DOI: https://doi.org/10.1126/science.abi6308.
19. Koski J.E., Xie H., Olson I.R. Understanding social hierarchies: the neural and psychological foundations of status perception. Society for Neuroscience. 2015;10(5):527–550. DOI: https://doi.org/10.1080/17470919.2015.1013223.
20. Burleigh A., Beleznay K., Humphrey S. Aesthetic medicine during COVID-19: patient perspectives and motivations amidst a pandemic. Journal of Cosmetic Dermatology. 2021;20(3):711–713. DOI: https://doi.org/10.1111/jocd.13925.
21. Al-Natour S.H. Motives for cosmetic procedures in Saudi women. Skinmed. 2014;12(3):150–153.
22. Weinkle S.H., Werschler W.P., Teller C.F. et al. Impact of comprehensive, minimally invasive, multimodal aesthetic treatment on satisfaction with facial appearance: the HARMONY study. Aesthetic Surgery Journal. 2018;38(5):540–556. DOI: https://doi.org/10.1093/asj/sjx179.
23. Сац Е.А., Слободчиков И.М. Особенности самосознания у женщин-клиентов косметологических услуг // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18589 (дата обращения: 19.03.2022). [Sats E.A., Slobodchikov I.M. Peculiarities of self-awareness in women-clients of cosmetology services. Sovremennie problem nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2015;1-1. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18589 (accessed: 19.03.2022) (in Russ.)].
24. Sezgin B., Tatar S., Kara B.S. et al. Aesthetically thriving through Coronavirus disease 2019 (COVID-19): an evaluation of patient motivation and perception on aesthetic surgery and minimally invasive procedures. Facial Plastic Surgery. 2021;37(3):317–324. DOI: https://doi.org/10.1055/s-0041-1722909.
25. Wang J.V., Munavalli G.S., Zachary C.B. et al. Trends in cosmetic consumer preferences during COVID-19 pandemic: comparing 2021 to 2020. Journal of Cosmetic Dermatology. 2021;21(1):48–50. DOI: https://doi.org/10.1111/jocd.14615.
26. Ma Y., Kwon K.H. Changes in purchasing patterns in the beauty market due to post-COVID-19: literature review. Journal of Cosmetic Dermatology. 2021;20(10):3074–3079. DOI: https://doi.org/10.1111/jocd.14357.
27. Pang R., Wei Z., Liu W. et al. Influence of the pandemic dissemination of COVID-19 on facial rejuvenation: a survey of Twitter. Journal of Cosmetic Dermatology. 2020;19:2778–2784. DOI: https://doi.org/10.1111/jocd.13688.
28. Zheng R., Ren D., Xie C. et al. Normality mediates the effect of symmetry on facial attractiveness. Acta Psychologica. 2021;217:103311. DOI: https://doi.org/10.1016/ j.actpsy.2021.103311.
29. Silence C., Rice S.M., Pollock S. et al. Life after lockdown: Zooming out on perceptions in the post-videoconferencing era. International Journal of Women's Dermatology. 2021;7(5PartB):774–779. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijwd.2021.08.009.
30. Temiz S.A., Durmaz K., Dursun R. et al. Effect of the COVID-19 pandemic on the anxiety and depression levels in patients who applied to the cosmetology unit. Dermatologic Therapy. 2021;34(1):e14625. DOI: https://doi.org/10.1111/dth.14625.
31. Rice S.M., Siegel J.A., Libby T. et al. Zooming into cosmetic procedures during the COVID-19 pandemic: the provider's perspective. International Journal of Women's Dermatology. 2021;7(2):213–216. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijwd.2021.01.012.
32. Gasteratos G.A., Spyropoulou G.A., Suess L. “Zoom Dysmorphia”: a new diagnosis in the COVID-19 pandemic era? Plastic and Reconstructive Surgery. 2021;148(6):1073e–1074e. DOI: https://doi.org/10.1097/PRS.0000000000008559.
33. Pikoos T.D., Buzwell S., Sharp G. et al. The Zoom effect: exploring the impact of video calling on appearance dissatisfaction and interest in aesthetic treatment during the COVID-19 pandemic. Aesthetic Surgery Journal. 2021;41(12):NP2066-NP2075. DOI: https://doi.org/10.1093/asj/sjab257.
34. Pino O. Is Zoom dysmorphia a new disorder? Acta Biomedica. 2022;92(6):e2021303. DOI: https://doi.org/10.23750/abm.v92i6.12618.
Опубликован
2022-09-29
Как цитировать
Багненко, Е. (2022). Нехирургическая коррекция внешности: что движет ее потребителями?. Психология. Психофизиология, 15(3), 26-34. https://doi.org/10.14529/jpps220303
Раздел
Медицинская (клиническая) психология