Анализ взаимосвязей психофизиологических параметров и психологических свойств личности у студентов Уральского региона

  • В. М. Кирсанов Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69) https://orcid.org/0000-0002-8402-8582 kirsanovvm@cspu.ru
Ключевые слова: индивидуально-типологические особенности, сверхмедленные биопотенциалы головного мозга, психологические свойства личности, уровень постоянного потенциала, энергетический метаболизм

Аннотация

Введение. Современные представления об организации личности и индивидуальности предполагают наличие взаимосвязанных между собой физиологических, психофизиологических, психологических, поведенческих и социальных свойств и качеств. В изучении физиологических основ индивидуально-типологических особенностей человека значимая роль отводится неинвазивным методам оценки функционального состояния головного мозга, в частности, оценке сверхмедленных процессов головного мозга. Подобные исследования подтверждают научную объективность изучения психических особенностей в неразрывном единстве психофизиологических и нейродинамических оснований. В соответствии с этим нами была разработана программа комплексной психолого-психофизиологической диагностики, позволяющая изучить индивидуальные особенности студентов Уральского региона. Цель: выявить корреляционные взаимосвязи между уровнем сверхмедленных биопотенциалов головного мозга и психологическими свойствами личности студентов Уральского региона. Материалы и методы. Выборка включала 499 студентов различных вузов Уральского региона. Средний возраст испытуемых составил 19,5 года. Психическая сфера исследовалась с помощью батареи психодиагностических методик, направленных на изучение структуры личности: диагностики активности, мотивации, саморегуляции. Уровень постоянного потенциала регистрировался с помощью аппаратного комплекса «Анализатор медленной электрической активности мозга». Математическая обработка результатов исследования проводилась при помощи программного обеспечения пакета Microsoft Excel 2010 и SPSS Statistics v. 17.0. Результаты. Выявлены корреляционные взаимосвязи между психологическим типом личности и уровнем «омега-потенциал» головного мозга. В представленном комплексе психолого-психофизиологических параметров выявлены статистически значимые корреляции между показателями энергетического метаболизма (уровень постоянного потенциала) и психологическими типами личности, континуумом активности личности, саморегуляцией. Выявлено существование общих психологических и психофизиологических особенностей у лиц с определенной профессиональной направленностью. Заключение. Различия между студентами с разным профилем обучения наиболее четко проявляются в сфере предрасположенностей к определенному виду деятельности в соответствии с типом личности. Выявленные статистически значимые корреляции между психологическими параметрами и показателями уровня постоянного потенциала подтверждают правомерность выбора энергетического метаболизма головного мозга в качестве психофизиологической основы психологических особенностей личности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторе

В. М. Кирсанов , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69)

Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой технологии и психолого-педагогических дисциплин

Литература

1. Родионов А.Р. О перспективах развития исследований мозга человека на европейском научном пространстве. Горизонт 2020 // Вестник психофизиологии. 2013. № 3. С. 8–12.
2. Postareff L. Teaching in higher education From content-focused to learning-focused approaches to teaching // Department of teacher education. University of Helsinki: Helsinki. 2007. P. 214.
3. Winch J. 10 well paid jobs of the future [Эл. ресурс] // Available. 2013. URL: http://www.telegraph.co.uk/finance/personalfinance/9892011/10-well-paid-jobs-of-the-future.html (дата обращения: 23.03.2022).
4. Creativity and social alienation: the costs of being creative / G. Zhang, A. Chan, J. Zhong, X. Yu // International Journal of Human Resource Management. 2016. Vol. 27. Iss. 12. P. 1252–1276. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09585192.2015.1072107
5. Moczko T.R., Bugaj T.J., Herzog W. Perceived stress at transition to workplace: a qualitative interview study exploring final-year medical students needs // Advances in Medical Education and Practice. 2016. № 7. P. 15–27. DOI: https://doi.org/10.2147/AMEP.S94105
6. A Review of ICT in Government Bureaucracy: Psychological and Technology Skill Perspectives / K. Turnip, A.H. Lubis, Sutrisno, M.S. Lubis // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Vol. 9(9). P. 1309–1319.
7. Priyadarshini M., Sripirabaa B. Influence of Organizational Politics on Psychological Capital // Journal of Management. 2018. Vol. 5(6). P. 47–57.
8. Gunasekaran K., Kamal S. Identification of Work RelatedPsychological Health Behaviour Factors Affecting Among The Construction Workers Health and Work Progress // International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology. 2018. Vol. 9(5). P. 11–22.
Лапшина Т.Н. Электроэнцефалографические корреляты эмоциональных реакций // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2007. № 2. С. 59–69.
10. Nonlinear Conte-Zbilut-Federici (CZF) Method of Computing LF/HF Ratio: A More Reliable Index of Changes in Heart Rate Variability / V.Jr. Bond, B.H. Curry, K. Kumar et al. // Journal of Pharmacopuncture. 2016. Vol. 19. № 3. P. 207–212. DOI: http://dx.doi.org/10.3831/KPI.2016.19.021 8.
11. Health burden and costs of obesity and overweight in Germany: an update / T. Lehnert, P. Streltchenia, A. Konnopka et al. // The European Journal of Health Economics. 2015. Vol. 16. № 9. P. 957–967. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10198-014-0645-x
12. Илюхина В.А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека. СПб.: Изд-во Н-Л, 2010. 368 с.
13. Судаков К.В. От И.М. Сеченова к современным представлениям о системной организации психической деятельности // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 2. С. 77–89.
14. Advances in heart rate variability signal analysis: joint position statement by the e-Cardiology ESC Working Group and the European Heart Rhythm Association coendorsed by the Asia Pacific Heart Rhythm Society / R. Sassi, S. Cerutti, F. Lombardi et al. // Europace. 2015. Vol. 17. № 9. P. 1341–1353. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/europace/euv015
15. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М.: МПСИ, 2009. 544 с.
16. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Ленанд, 2011. 320 с.
17. Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / Сост. Б.А. Вяткин,
Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. М.: Смысл, 2011. 636 с.
18. Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. Энергетическая физиология мозга. М.: Изд-во «Антидор», 2003. 288 с.
19. Бехтерева Н.П. Магия творчества и психофизиология (факты, гипотезы) // Неврологический вестник. 2007. Т. 39. № 3 С. 5–12.
20. Илюхина В.А. Сверхмедленные информационно-управляющие системы в интеграции процессов жизнедеятельности головного мозга и организма // Физиология человека. 2013. Т. 39. № 3. С. 114–126. DOI: http://dx.doi.org/10.7868/S0131164613030107
21. Шибкова Д.З., Мальцев В.П. Психофизиологические особенности креативности студентов как фактор адаптации к учебной деятельности // Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. Кемерово. 2011. С. 171–198.
22. Шибкова Д.З., Семенова М.В., Мальцев В.П. Влияние хореографии на развитие сенсомоторных функций у школьников 11–16 лет // Новые исследования. 2015. № 3 (44). С. 95–103.
23. Семенова М.В., Шибкова Д.З. Половозрастные особенности приростов психомоторных показателей у обучающихся 10–16 лет (лонгитюдное исследование) // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14. № 1. С. 119–127. DOI: http://dx.doi.org/10.14529/jpps210112
24. Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера // Социально-психологические проблемы молодежи. 1995. С. 5–12.
25. Комплексное изучение свойств личности: системно-функциональный подход: коллективная монография / А.И. Крупнов [и др.]; науч. ред. С.М. Зиньковская, А.В. Зиньковский. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России, 2010. 417 с.

References

1. Rodionov A.R. About the prospects for the development of human brain research in the European scientific space. Horizon 2020. Vestnik psikhofiziologii = Psychophysiology news. 2013;3:8–12. (in Russ.).
2. Postareff L. Teaching in higher education From content-focused to learning-focused ap-proaches to teaching. Department of teacher education. University of Helsinki. Helsinki. 2007:214.
3. Winch J. 10 well paid jobs of the future. Available. 2013. Available at: http:// www.telegraph.co.uk/finance/personalfinance/9892011/10-well-paid-jobs-of-the-future.html (accessed 23.03.2022).
4. Zhang G., Chan A., Zhong J., Yu X. Creativity and social alienation: the costs of being creative. International Journal of Human Resource Management. 2016;27(12):1252–1276. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09585192.2015.1072107
5. Moczko T.R., Bugaj T.J., Herzog W. Perceived stress at transition to workplace: a qualitative interview study exploring final-year medical students needs. Advances in Medical Education and Practice. 2016;7:15–27. DOI: https://doi.org/10.2147/AMEP.S94105
6. Turnip K., Lubis A.H., Sutrisno, Lubis M.S. A Review of ICT in Government Bureaucracy: Psychological and Technology Skill Perspectives. International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018;9(9):1309-1319.
7. Priyadarshini M., Sripirabaa B. Influence of Organizational Politics on Psychological Capital. Journal of Management. 2018;5(6):47–57.
8. Gunasekaran K., Kamal S. Identification of Work Related Psychological Health Behaviour Factors Affecting Among The Construction Workers Health and Work Progress. International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology. 2018;9(5):11–22.
9. Lapshina T.N. Electroencephalographic correlates of emotional reactions. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya = Moscow University Psychology Bulletin. 2007;2:59–69. (in Russ.).
10. Bond V.Jr., Curry B.H., Kumar K. et al. Nonlinear Conte-Zbilut-Federici (CZF) Method of Computing LF/HF Ratio: A More Reliable Index of Changes in Heart Rate Variability. Journal of Pharmacopuncture. 2016;19(3):207–212. DOI: http://dx.doi.org/10.3831/KPI.2016.19.021 8.
11. Lehnert T., Streltchenia P., Konnopka A. et al. Health burden and costs of obesity and overweight in Germany: an update. The European Journal of Health Economics. 2015;16(9):957–967. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10198-014-0645-x
12. Ilyukhina V.A. Psikhofiziologiya funktsionalnykh sostoyanii i poznavatelnoi deyatelnosti zdorovogo i bolnogo cheloveka [Psychophysiology of functional states and cognitive activity of a healthy and sick person]. Saint Petersburg. Izd. N-L. 2010:368. (in Russ.).
13. Sudakov K.V. From I.M. Sechenov to modern ideas about the systemic organization of mental activity. Psikhologicheskii zhurna = Psychological Journal. 2010;31(2):77–89. (in Russ.).
14. Sassi R., Cerutti S., Lombardi F. et al. Advances in heart rate variability signal analysis: joint position statement by the e-Cardiology ESC Working Group and the European Heart Rhythm Association co-endorsed by the Asia Pacific Heart Rhythm Society. Europace. 2015;17(9):1341–1353. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/europace/euv015
15. Merlin B.C. Psikhologiya individualnosti [Psychology of individuality]. Moscow. MPSI. 2009:544. (in Russ.).
16. Konopkin O.A. Psikhologicheskie mekhanizmy regulyatsii deyatelnosti [Psychological mechanisms of activity regulation]. Moscow. Lenand, 2011:320. (in Russ.).
17. Psikhologiya integralnoi individualnosti: Permskaya shkola [Psychology of integral individuality: Perm School]. B.A. Vyatkin, L.Ya. Dorfman, M.R. Shchukin. Moscow. Smysl. 2011:636. (in Russ.).
18. Fokin V.F., Ponomareva N.V. Energeticheskaya fiziologiya mozga [Energy physiology of the brain]. Moscow. Publ. Antidor. 2003:288. (in Russ.).
19. Bekhtereva N.P. The magic of creativity and psychophysiology. Nevrologicheskii vestnik = Neurological Bulletin. 2007;39(3):5–12. (in Russ.).
20. Ilyukhina V.A. Ultraslow information control systems in the integration of life activity processes in the brain and body. Fiziologiya cheloveka = Human Physiology. 2013;39(3):114–126. (in Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.7868/S0131164613030107
21. Shibkova D.Z., Maltsev V.P. Psikhofiziologicheskie osobennosti kreativnosti studentov kak faktor adaptatsii k uchebnoi deyatelnosti [Psychophysiological features of students creativity as a factor of adaptation to educational activities] Ontogenez. Adaptatsiya. Zdorove. Obrazovanie [Ontogenesis. Adaptation. Health. Education]. Kemerovo. 2011:171–198. (in Russ.).
22. Shibkova D.Z., Semenova M.V., Maltsev V.P. The influence of choreography on the development of sensorimotor functions in schoolchildren aged 11-16. Novye issledovaniya = New research. 2015;3(44):95–103. (in Russ.).
23. Semenova M.V., Shibkova D.Z. Gender and AgeRelated Features of Psychomotor Indicators in 10–16-year-old Students (Longitudinal Study). Psikhologiya. Psikhofiziologiya = Psychology. Psychophysiology. 2021;14(1):119–127. (in Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.14529/jpps210112.
24. Krupnov A.I. Tselostno-funktsionalnyi podkhod k izucheniyu svoistv lichnosti i chert kharaktera [Holistic-functional approach to the study of personality traits and character traits]. Sotsialno-psikhologicheskie problemy molodezhi [Socio-psychological problems of youth]. Moscow. Institute of Youth 1995:5–12. (in Russ.).
25. Kompleksnoe izuchenie svoistv lichnosti: sistemno-funktsionalnyi podkhod [Comprehensive study of personality traits: a system-functional approach]. Ed. S.M. Zinkovskaya, A.V. Zinkovskii. Ekaterinburg. 2010:417. (in Russ.).
Опубликован
2022-07-05
Как цитировать
Кирсанов, В. (2022). Анализ взаимосвязей психофизиологических параметров и психологических свойств личности у студентов Уральского региона. Психология. Психофизиология, 15(2), 124-132. https://doi.org/10.14529/jpps220211
Раздел
Психофизиология