Тип темперамента и степень выраженности механизмов психологических защит

  • Ю. В. Гладышев Новосибирский государственный университет экономики и управления (Россия, 630099, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56) https://orcid.org/0000-0002-8294-5993 sir.yu-oskar2012@yandex.ru
Ключевые слова: темперамент, психологическая защита, студенты, адаптация, образовательная среда, дисперсионный анализ

Аннотация

Введение. Адаптация студентов к обучению в вузе – сложный и многокомпонентный процесс, максимально он выражен у первокурсников. Продуктивность ее определяет множество факторов, к которым можно отнести тип темперамента и спектр психологических защит. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязей между типом темперамента и спектром психологических защит. Цель: исследование выраженности психологических защит у студенток с различным типом темперамента. Материалы и методы. Выборку составили 113 девушек первого курса Новосибирского государственного университета экономики и управления. Выявлены типы темперамента (по В.М. Русалову), проведен анализ взаимосвязей между типом темперамента и уровнем выраженности психологических защит («Индекс жизненного стиля» (LSI)). Статистическая обработка данных реализована в среде SSPS Statistics v. 20 и включала использование непараметрических критериев Краскела – Уоллиса, U-критерий Манна – Уитни. Результаты и их обсуждение. В результате сравнительного анализа установлено, что каждый тип темперамента характеризуется своими доминирующими механизмами психологической защиты. В профиле психологических защит у девушек-холериков преобладает механизм «регрессия», а механизм «замещение» имеет наименьшее значение у девушек-сангвиников. Уровень психологической защиты «компенсация» имеет минимальное значение у меланхоликов. В целом у девушек в спектре защит преобладают такие механизмы защиты, как регрессия и вытеснение, в меньшей степени – компенсация и проекция. Интерпретируются полученные взаимосвязи между типом темперамента и механизмами психологической защиты. Заключение. В результате исследования было установлено, что каждый тип темперамента характеризуется своими доминирующими механизмами психологической защиты. Результаты работы позволяют прогнозировать особенности проявления психологических защит девушек, зная их тип темперамента.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторе

Ю. В. Гладышев , Новосибирский государственный университет экономики и управления (Россия, 630099, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56)

Доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии, педагогики и правоведения

Литература

1. Завертяева Ю.А. Особенности процесса адаптации первокурсников в социокультурной среде современного вуза // Психолого-педагогический поиск. 2018. № 3 (47). С. 185–191.
2. Шклярова А.А. Взаимосвязь личностных особенностей и адаптации студентов-первокурсников к обучению в высшей школе // Концепт. 2017. Т. 12. С. 120–124. URL: http://e-koncept.ru/2017/770235.htm (дата обращения: 30.10.2021).
3. Горбунова Е.В. Адаптация студентов первого-третьего курсов бакалавриата/специалитета к университетской жизни // Universitas. 2013. Т. 1, № 1. С. 48-64.
4. Фрейд З. Психология бессознательного. СПб.: Питер, 2004. 390 с.
5. Lima A.C.E.S, de Castro L.N. TECLA: A temperament and psychological type prediction framework from Twitter data // PLoS One. 2019:12;14(3):e0212844. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0212844.
6. Michael B. Empirical studies of defense style: relationships with psychopathology and change // Harvard Review of Psychiatry. 2004. Vol. 12(5). Р. 263–678. DOI: https://doi.org/10.1080/10673220490886167.
7. Vaillant G.E. Ego mechanisms of defense and personality psychopathology // Journal of Abnormal Psychology. 1994. Vol. 103(1). Р. 44–50. DOI: https://doi.org/10.1037//0021-843x.103.1.44.
8. Грановская Р.М. Психологическая защита. СПб.: Речь, 2010. 480 с.
9. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2012. 528 с.
10. Стреляу Я.Р. Роль темперамента в психическом развитии. М., 2012. 207 с.
11. Bond M., Perry J. Long-Term Changes in Defense Styles With Psychodynamic Psycho-therapy for Depressive, Anxiety, and Personality Disorders // Focus. 2005. № 3. P. 429–437. DOI: https://doi.org/10.1176/appi.ajp.161.9.1665
12. Kesstan B. Temperament and typology // Journal of Analytical Psychology. 2013. Vol. 58. № 1 Р. 118–136. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1468-5922.2013.02020.x.
13. Zwir I., Javier A.D. Uncovering the complex genetics of human temperament // Molecular Psychiatry. 2020. Vol. 25. № 10. Р. 2275–2294. DOI: https://doi.org/10.1038/s41380-018-0264-5.
14. Cloninger R.C., Igor Z. What is the natural measurement unit of temperament: single traits or profiles? // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2018. Vol. 19. Р. 373(1744). DOI: https://doi.org/10.1098/rstb.2017.0163.
15. Перевозкин С.Б., Репина Г.В. Особенности взаимосвязи темперамента с механизмами психологических защит у студентов заочного обучения в зависимости от пола // СМАЛЬТА. 2019. № 1. С. 55–61.
16. Связь механизмов психологических защит и совладания (coping) с акцентуациями характера, типом темперамента, эмоциональной компетентностью и агрессивностью / Л.А. Александрова, В.П. Михайлова, Н.И. Корытченкова, Т.И. Кувшинова // Вестник Кемеровского государственного университета. 2008. № 4. С. 75–83.
17. Феоктистова С.В., Григорьева И.В. Темперамент и механизмы психологической защиты как компоненты системы адаптации личности // Вестник Тверского государственного университета. Серия Педагогика и психология. 2017. № 3. С. 174–178.
18. Котенева А.В. Защитные механизмы личности, гендер и тип темперамента // Наука и школа. 2010. № 4. С. 105–109.
19. Агарков В.А., Бронфман С.А. Взаимосвязь свойств темперамента и механизмов психической защиты // Журнал практической психологии и психоанализа. 2009. № 4. С. 164–184.

References

1. Zavertyaeva Yu.A. Features of the process of adaptation of first-year students in the socio-cultural environment of a modern university. Psihologo-pedagogicheskij poisk = Psychological and pedagogical search. 2018;3(47):185–191. (in Russ.).
2. Shklyarova A. A. The relationship of personal characteristics and adaptation of first- year students to higher education. Kontsept = Concept. 2017;12:120–124. URL: http://e-koncept.ru/ 2017/770235.htm (accessed: 30.10.2021). (in Russ.).
3. Gorbunova E. V. Adaptation of first- and third-year undergraduate /specialist students to university life. Universitas = Universitas. 2013;1(1):48–64.
4. Frejd Z. Psihologija bessoznatelnogo [Psychology of the unconscious]. SPb. Piter. 2004:390. (In Russ.).
5. Lima A.C.E.S, de Castro L.N. TECLA: A temperament and psychological type prediction framework from Twitter data // PLoS One. 2019:12;14(3):e0212844. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0212844.
6. Michael B. Empirical studies of defense style: relationships with psychopathology and change. Harvard Review of Psychiatry. 2004;12(5):263–278. DOI: https://doi.org/10.1080/10673220490886167.
7. Vaillant G.E. Ego mechanisms of defense and personality psychopathology. Journal of Abnormal Psychology. 1994;103:(1):44–50. DOI: https://doi.org/10.1037//0021-843x.103.1.44.
8. Granovskaya R.M. Psihologicheskaja zashhita [Psychological protection]. Saint Petersburg: Rech. 2010:480. (in Russ.).
9. Rusalov V.M. Temperament v strukture individualnosti cheloveka. Differencialno-psihofiziologicheskie i psihologicheskie issledovanija [Temperament in the structure of a persons individuality. Differential-psychophysiological and psychological research]. Moscow, Institut psikhologii RAN. 2012:528. (in Russ).
10. Strelyau Ya.R. Rol temperamenta v psihicheskom razvitii [The role of temperament in mental development]. Moscow. 2012:207 (in Russ.).
11. Bond M., Perry J.C. Long-Term Changes in Defense Styles With Psychodynamic Psychotherapy for Depressive, Anxiety, and Personality Disorders. Focus. 2005;(3):429–437. DOI: https://doi.org/10.1176/appi.ajp.161.9.1665.
12. Kesstan B. Temperament and typology. Journal of Analytical Psychology. 2013;58(1):118–136. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1468-5922.2013.02020.x.
13. Zwir I., Javier A.D. Uncovering the complex genetics of human temperament. Molecular Psychiatry. 2020;25(10):2275–2294. DOI: https://doi.org/10.1038/s41380-018-0264-5.
14. Cloninger R.C., Z. Igor. What is the natural measurement unit of temperament: single traits or profiles? Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences, 2018;19:373(1744). DOI: https://doi.org/10.1098/rstb.2017.0163.
15. Perevozkin S.B., Repina G.V. Features of the relationship of temperament with the mechanisms of psychological defenses in correspondence students, depending on gender. SMALTA = Smal. 2019;(1):55–61. (in Russ).
16. Aleksandrova L.A., Mihajlova V.P., Korytchenkova N.I., Kuvshinova T.I. The relationship of psychological defense and coping mechanisms with character accentuations, temperament type, emotional competence and aggressiveness. Vestnik Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University. 2008;(4):75–83. (in Russ.).
17. Feoktistova S.V., Grigoreva I.V. Temperament and psychological defense mechanisms as components of the personality adaptation system. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Pedagogika i psikhologiya = Bulletin of Tver State University. Series Pedagogy and Psychology. 2017;3:174–178. (in Russ.).
18. Koteneva A.V. Personality defense mechanisms, gender and temperament type. Nauka i shkola = Science and school. 2010;(4):105-109. (in Russ.).
19. Agarkov V.A., Bronfman S.A. Interrelation of temperament properties and mechanisms of mental defense. Zhurnal prakticheskoj psihologii i psihoanaliz = Journal of practical psychology and psychoanalysis. 2009;(4):164–184. (in Russ.).
Опубликован
2022-07-05
Как цитировать
Гладышев, Ю. (2022). Тип темперамента и степень выраженности механизмов психологических защит. Психология. Психофизиология, 15(2), 115-123. https://doi.org/10.14529/jpps220210
Раздел
Психофизиология