Бесконтактная оценка психоэмоционального состояния студенток
Аннотация
Введение. В настоящее время в психофизиологических исследованиях наиболее востребованы инструментальные методы оценки психоэмоционального состояния человека. В связи с этим особый интерес представляет вопрос о возможности использования в этом аспекте аппаратурного комплекса «Биоскоп». Цель: оценить возможность использования разработанной аппаратуры для объективной оценки характера психоэмоционального состояния студенток в процессе учебных занятий и во время экзаменационной сессии. Материалы и методы. Пилотное исследование проведено при участии десяти студенток, средний возраст которых составил 21,2 ± 1,1 года. До проведения инструментального исследования проводился опрос студенток для выявления их субъективного отношения (положительного или негативного) к учебным предметам, до и после которых будет проводиться оценка психоэмоционального состояния с использованием аппаратного комплекса «Биоскоп». Процедура регистрации сигналов «Биоскопа» проводилась в течение 3 мин на расстоянии 1 см от ладони левой руки испытуемых до и после учебных занятий, дифференцированных на предметы с положительным и отрицательным субъективным отношением студенток. Аналогичная процедура регистрации сигналов «Биоскопа» проводилась до и после экзаменов. При анализе зарегистрированных данных определялась средняя частота осцилляций сигналов «Биоскопа», строились спектральные распределения совокупности межпиковых интервалов осцилляционных сигналов «Биоскопа» и рассчитывались значения их мощностей. Достоверность отличия данных, полученных на различных этапах проведенного исследования, оценивалась с использованием критерия Стьюдента при уровне значимости р < 0,05. Результаты. Проведенное исследование показало, что значения частот осцилляций сигналов «Биоскопа» связаны со степенью психоэмоциональной напряженности человека. Чем выше напряженность, тем ниже частота осцилляций. И наоборот – у людей в расслабленном, спокойном состоянии, как правило, формируются колебания с высокими значениями частоты осцилляций. Показано также, что в случае положительного отношения к учебному предмету, как и в ситуации экзамена, имеет место многократное превышение мощности спектра межпиковых интервалов сигналов «Биоскопа» до занятия или перед экзаменом над таковыми после занятия или экзамена. В случае негативного отношения к предмету наблюдается обратная картина. Заключение. Полученные данные указывают на перспективность использования аппаратурного комплекса «Биоскоп» для объективной оценки характера психоэмоционального состояния человека.
Скачивания
Литература
2. Sargsyan R.Sh., Karamyan G.G., Avagyan M.N. Noninvasive Assessment of Physiologic State of Living Systems // The Journal of Alternative and Complementary Medicine. 2010. Vol. 16, № 11. P. 1137–1147. DOI: https://doi.org/10.1089/acm.2010.0108
3. Sargsyan R.Sh., Karamyan G.G. Nonlocal correlations in macroscopic systems: living objects, mental influence and physical processes // NeuroQuantology. 2014. Vol. 12, № 4. P. 355–365. DOI: https://doi.org/10.14704/nq.2014.12.4.770
4. Danielyan I.A. Peculiarities of acoustic impact and physical exercise on the state of organism depending on sex and temperament of persons under test // Electronic Journal of Natural Sciences of NAS RA of Armenia. 2015. Vol. 25 (2). P. 35–40.
5. Бесконтактная оценка функционального состояния крыс при экспериментальном триxинеллезе (Trichinella Spiralis) / Г.T. Саркисов, Р.Ш. Саркисян, Ф.А. Чубарян и др. // Медицинская паразитология и паразитарные болезни. 2010. № 2. P. 19–21.
6. Jaghinyan A.V. Non-invasive monitoring of embryonic development of the chick embryo // Electronic Journal of Natural Sciences of NAS RA of Armenia. 2015. Vol. 2(25). P. 41–44.
7. О возможности бесконтактной оценки эффективной дозы ламотриджина и топирамата для купирования эпилептиформных состояний крыс / Р.Г. Пароникян, Р.Ш. Саркисян, М.Н. Авагян [и др.] // Эпилепсия и пароксизмальные состояния. 2019. Т. 11, № 2. С. 142–152. DOI: https://doi.org/10.17749/2077-8333.2019.11.2.142-152
8. Новые подходы к оценке психофизиологического состояния у одаренных подростков / Р.Ш. Саркисян, М.А. Аракелян, А.Л. Костанян, Л.Г. Симонян // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14, № 1. С. 111–118. DOI: https://doi.org/10.14529/jpps210111
References
1. Draayer J.P., Grigoryan H.R., Sargsyan R.Sh., Ter-Grigoryan S.A. Systems and Methods for Investigation of Living Systems. United States Patent Application Publication, Pub. No.: US 2007/0149866 A1, Pub. Date: Jun.28, 2007.2. Sargsyan R.Sh, Karamyan G.G., Avagyan M.N. Noninvasive assessment of physiologic state of living systems. The Journal of Alternative and Complementary Medicine. 2010;16(11):1137–1144. DOI: https://doi.org/10.1089/acm.2010.0108.
3. Sargsyan R., Karamyan G. Nonlocal Correlations in Macroscopic Systems: Living Objects, Mental Influence and Physical Processes. NeuroQuantology. 2014;12(4):355–365. DOI: https://doi.org/ 10.14704/nq.2014.12.4.770
4. Danielyan I.A. Peculiarities of acoustic impact and physical exercise on the state of organism depending on sex and temperament of persons under test. Electronic Journal of Natural Sciences of NAS RA of Armenia. 2015;2(25):35–40.
5. Sarkisov G.T., Sargsyan R.Sh., Chubaryan F.A., Petrosyan R.A., Karapetyan L.M., Akopyan N.E. Non-contact assessment of the functional state of rats with experimental trichinellosis (Trichinella Spiralis). Meditsinskaya parazitologiya i parazitarnye bolezni = Medical parasitology and parasitic diseases. 2010;2:19–21. (in Russ.).
6. Jaghinyan A.V. Non-invasive monitoring of embryonic development of the chick embryo. Electronic Journal of Natural Sciences of NAS RA of Armenia. 2015;2(25):41–44.
7. Paronikyan R.G., Sargsyan R.Sh., Avagyan M.N. et al. Non-invasive assessment of the effective dose of lamotrigine and topiramate for the treatment of epileptiform states in rats. Epilepsiya i paroksizmalnye sostoyaniya = Epilepsy and paroxysmal states. 2019;11(2):142–152. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.17749/2077-8333.2019.11.2.142-152
8. Sargsyan R.Sh., Arakelyan M.A., Kostanyan A.L., Simonyan L.G. New Approaches to the Assessment of Psychophysiological State in Gifted Adolescents. Psychology. Psychophysiology. 2021;14(1):111–118. (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.14529/jpps210111
Copyright (c) 2022 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.