Индивидуально-психологические особенности и самопредъявление подростков в учебной деятельности
Аннотация
Введение. В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного анализу формально-динамических особенностей индивидуальности, фундаментальных свойств личности, интеллекта, когнитивных стилей и особенностей самопредъявления подростков в учебной деятельности. Под самопредъявлением в учебной деятельности понимается особая форма психической активности обучающегося, где на основе индивидуально-психологических свойств, интеллектуальных особенностей, доминирующих когнитивных стилей в зависимости от целей и специфики взаимодействия демонстрируется соответствующий образ для произведения нужного впечатления на окружающих. Цель. Изучение формально-динамических особенностей индивидуальности, фундаментальные свойства личности, интеллект, когнитивные стили и особенности самопредъявления подростков в учебной деятельности. Материалы и методы. В исследовании приняли участие
149 подростков в возрасте 13–14 лет седьмого класса лицея № 42 г. Уфы. Среди них – 64 юноши и 85 девушек. Диагностика осуществлена с помощью опросника формально-динамических свойств индивидуальности (темперамент) В.М. Русалова, опросника фундаментальных свойства личности Г. Айзенка в модификации В.М. Русалова, опросника CPS – Q Е.В. Волковой, В.М. Русалова, теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в модификации Л.А. Ясюковой. Статистическая обработка данных реализовывалась в программе IВМ SPSS Statistics v. 27: описательная статистика, сравнительный анализ (ANOVA). Результаты. Установлено, что самопредъявление подростков определяется доминирующей активностью личности (интеллектуальной, коммуникативной, психомоторной). На основе индивидуально-психологических особенностей составлены психологические профили подростков, в которых выявлена специфика самопредъявления и предпочтения к определенным формам учебной деятельности (индивидуальной, групповой, практической / предметной). Заключение. Знания специфики самопредъявления позволят педагогам подбирать развивающие технологии обучения, способствующие полному, точному, осмысленному восприятию учебного материала, и организовывать процесс обучения с максимальной пользой для каждого обучающегося.
Скачивания
Литература
2. Pontari B.A., Glenn E.J. Engaging in Less Protective Self-Presentation: The Effects of a Friends Presence on the Socially Anxious // Basic and Applied Social Psychology. 2012. Vol. 34 (6). P. 516–526. DOI: https://doi.org/10.1080/ 01973533.2012.728112.
3. Schlenker B.R., Trudeau J.V. Impact of self-presentations on private self-beliefs: Effects of prior self-beliefs and misattribution // Journal of personality and social psychology. 1990. Vol. 58. № 1. P. 22–32. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.58.1.22.
4. Хороших В.В. Самопрезентация как ресурс современного молодого специалиста // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 1. С. 22–24.
5. Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении: монография. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. 192 с.
6. Weigold M.F. Communication science: A review of the literature // Science Communication. 2001. Vol. 23. P. 164–193. DOI: https://doi.org/10.1177/10755 47001023002005.
7. Изотова Е.И. Особенности самопредъявления подростков с разной степенью сформированности идентичности // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 26. С. 9.
Трифонова Т.А. Особенности взаимосвязи самопрезентации и черт характера [Эл. ресурс] / Т.А. Трифонова // Портал психологических новостей. URL: http://www.psypress.ru/articles/ 22648.shtml (дата обращения: 04.11.2021).
9. Шкуратова И.П., Гоцева Ю.А. Самопредъявление подростков в межличностном общении // Прикладная психология: достижения и перспективы. Ростов н/Д: Изд-во Фолиант, 2004.
C. 267–283.
10. Журавлева И.А. Самопрезентация как форма предъявления индивидуальных личностных характеристик // Педагогическое образование и наука. 2012. № 8. C. 19–25.
11. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. 1986. Т. 7, № 4. С. 23–35.
12. Трофимова И.H. Взаимосвязь характеристик темперамента с некоторыми особенностями познавательной деятельности человека // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 74–82.
13. Taxonomies of psychological individual differences: biological perspectives on millennia-long challenges / I. Trofimova, W.H. Sulis, T.W. Robbins et al. // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2018. Vol. 373. Iss. 1744. DOI: https://doi.org/10.1098/rstb.2017.0152
14. Trofimova I. Observer Bias: An Interaction of Temperament Traits with Biases in the Semantic Perception of Lexical Material. PLoS ONE. 2014. № 9(1): e85677. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0085677.
15. Uher J., Trofimova I., Sulis W. et al. Diversity in action: Lessons learned about taxonomies of individual differences and psychopathology // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2018. Vol. 373. Iss.1744. DOI: https://doi.org/10.1098/rstb.2017.0172
16. Volkova E.V. Developmental learning: theoretical and empirical considerations // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 82. P. 81–86. DOI: https://doi.org/10.1016/ j.sbspro.2013.06.228
17. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3–4. С. 14–19.
18. Волкова Е.В. Технологии развития ментальных ресурсов. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 256 с.
19. Русалов В.М., Волкова Е.В. Личностно-когнитивные стили и их связь с темпераментом и характером человека в период ранней юности // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 5. С. 32–42.
References
1. Baumeister R.F., Tice D.M. Role of self-presentation and choice in cognitive dissonance under forced compliance. Journal of personality and social psychology. 1984;46(1):5–13. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.46.1.5.2. Pontari B.A., Glenn E.J. Engaging in Less Protective Self-Presentation: The Effects of a Friends Presence on the Socially Anxious. Basic and Applied Social Psychology. 2012;34(6):516–526. DOI: https://doi.org/10.1080/ 01973533.2012.728112.
3. Schlenker B.R., Trudeau J.V. Impact of self–presentations on private self–beliefs: Effects of prior self-beliefs and misattribution. Journal of personality and social psychology. 1990;58(1):22–32. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.58.1.22.
4. Khoroshikh V.V. Self-presentation as resource of modern specialist. Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnyye i obshchestvennyye nauki = Scientific and technical sheets of St. Petersburg state polytechnical university. Humanities and social sciences. 2013;1:22–24. (in Russ.).
5. Shkuratova I.P. Samopred"yavlenie lichnosti v obshchenii: monografiya [Self-presentation of personality in communication: monograph]. Rostov-on-Don. Publ. house YuFU, 2009:192. (in Russ.).
6. Weigold M. F. Communication science: A review of the literature. Science Communication. 2001;23:164–193. DOI: https://doi.org/10.1177/10755 47001023002005.
7. Izotova E.I. Features of self-representation in teenagers with different levels of identity development. Psihologicheskie issledovaniya = Psychological research. 2012;5(26):9. (in Russ.).
8. Trifonova T.A. Features of the relationship between self-presentation and character traits. Portal psihologicheskih novostej = Psychological news portal. Available at: http://www.psypress.ru/articles/22648.shtml (accessed 04.11.2021). (in Russ).
9. Shkuratova I.P., Gotseva Yu.A. Self-presentation of adolescents in interpersonal communication. Prikladnaya psihologiya: dostizheniya i perspektivy = Applied Psychology: Achievements and Prospects. 2004;267–283. (in Russ.)
10. Zhuravleva I.A. Self-presentation as a form of individuals performance. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka = Pedagogical education and science. 2012;8:19–25. (in Russ.).
11. Rusalov V.M. Theoretical problems of constructing a special theory of human individuality. Psikhologicheskiy zhurnal = Psychological journal. 1986;7(4):23–35. (in Russ.).
12. Trofimova I.H. The relationship of the characteristics of temperament with some features of human cognitive activity. Voprosy psihologii. 1997;1:74–82. (in Russ.)
13. Trofimova I., Sulis W.H., Robbins T.W. et al. Taxonomies of psychological individual differences: biological perspectives on millennia-long challenges. Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2018;373(1744):20170152. DOI: https://doi.org/10.1098/rstb.2017.0152.
14. Trofimova I. Observer Bias: An Interaction of Temperament Traits with Biases in the Semantic Perception of Lexical Material. PLoS ONE. 2014;9(1):e85677. DOI: https://doi.org/ 10.1371/journal.pone.0085677.
15. Uher J., Trofimova I., Sulis W. et al. Diversity in action: Lessons learned about taxonomies of individual differences and psychopathology. Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2018;373(1744):20170172. DOI: https://doi.org/10.1098/rstb.2017.0172.
16. Volkova E.V. Developmental learning: theoretical and empirical considerations. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013;82:81–86. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.06.228.
17. Davydov V.V., Slobodchikov V.I., Tsukerman G.A. Junior schoolchild as a subject of educational activity. Voprosy psikhologii = Questions of psychology. 1992;3-4:14–19. (in Russ.).
18. Volkova E.V. Tekhnologii razvitiya mentalnykh resursov [Technologies for the development of mental resources]. Moscow. Institute of Psychology RAS Publ. House. 2016:256. (in Russ.).
19. Rusalov V.M., Volkova E.V. Personal cognitive styles and their correlation with persons temperament and character in early youth. Psikhologicheskiy zhurnal = Psychological journal. 2015;36(5):32–42.
Copyright (c) 2022 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.