ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ НАГРУЗКИ НА МОТОРНУЮ АСИММЕТРИЮ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ТЕСТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Аннотация. Современная модель асимметрии головного мозга включает генетические, средовые и эпигенетические факторы. Это актуализирует изучение влияния на данный феномен у детей факторов образовательной среды. Цель: изучение влияния компьютерной нагрузки на показатели моторной асимметрии рук при выполнении двигательных задач у учащихся начальной школы. Материалы и методы. В исследовании участвовали 2677 девочек и 1528 мальчиков, учащихся 1–4-х классов из 66 школ города Москвы. Обследования проводили дважды в год, в октябре и марте–апреле, все выборки были независимыми. На приборе КИД изучена асимметрия скоростных и точностных показателей, плавности движений и реактивности. Объём школьной и внешкольной компьютерной нагрузки оценивали учителя на основании требований СанПиН. Результаты. При анализе асимметрии скоростных показателей влияния на них компьютерной нагрузки не выявлено. При анализе асимметрии показателей точности движений обнаружено, что как у девочек, так и у мальчиков в 3–4-х классах в группах с максимальной компьютерной нагрузкой, превышающей гигиенические нормативы в 3 и более раз, происходит значимое усиление левшества в работе флексоров (но не экстензоров) к весне. По асимметрии плавности движений у девочек в 3–4-х классах обнаружено возрастание правшества в весенних тестированиях в группе с максимальной компьютерной нагрузкой, тогда как у мальчиков аналогичные изменения были в группах как с максимальной, так и с более низкой компьютерной нагрузкой. Аналогичные результаты получены для показателя времени реакции на световой (но не звуковой) стимул. Использование компьютеров в пределах гигиенических нормативов не оказывало влияния на проявления моторной асимметрии. Заключение. При высокой компьютерной нагрузке у учащихся 3–4-х классов к концу учебного года происходит формирование нового двигательного навыка. Такие изменения мы интерпретируем как позитивный адаптивный ответ.
Скачивания
Литература
2. Vallortigara G.A., Rogers L.J. A function for the bicameral mind / G. Vallortigara // Cortex. 2020. Vol. 124. P. 274–285. DOI: 10.1016/j.cortex.2019.11.018
3. Грибанов А.В., Аникина Н.Ю., Котцова О.Н. Распределение церебральных энергетических процессов у молодых людей, постоянно проживающих в Арктическом регионе // Журнал медико-биологических исследований. 2019. Т. 7, № 1. С. 118–123. DOI: 10.17238/issn2542-1298.2019.7.1.118
4. Kiss D.S., Toth I., Jocsak G. et al. Functional Aspects of Hypothalamic Asymmetry // Brain Sciences. 2020. Vol. 10, № 6. P. 389. DOI: 10.3390/brainsci10060389
5. Petrazzini M.E.M., Sovrano V.A., Vallortigara G. et al. Brain and Behavioral Asymmetry: A Lesson from Fish // Frontiers in Neuroanatomy. 2020. Vol. 14. e11. DOI: 10.3389/fnana.2020.00011
6. Alqadah A., Hsieh Y.-W., Morris-sey Z.D. et al. Asymmetric development of the nervous system // Developmental Dynamics. 2018. Vol. 247, № 1. P. 124–137. DOI: 10.1002/dvdy.24595
7. Signore I.A., Palma K., Concha M.L. Nodal signalling and asymmetry of the nervous system // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological. 2016. Vol. 371(1710). e20150401. DOI: 10.1098/rstb.2015.0401
8. Hamada H. Molecular and cellular basis of left-right asymmetry in vertebrates // Proceedings of the Japan Academy Series B: Physical and Biological Sciences. 2020. Vol. 96, № 7. P. 273–296. DOI: 10.2183/pjab.96.021
9. Tzourio-Mazoyer N., Zago L., Co-chet H. et al. Development of handedness, anatomical and functional brain lateralization // Handbook of Clinical Neurology. 2020. Vol. 173. P. 99–105. DOI: 10.1016/B978-0-444-64150-2.00011-3
10. McManus C. Half a century of hand-edness research: Myths, truths; fictions, facts; backwards, but mostly forwards // Brain and Neuroscience Advances. 2019. № 3. e2398212818820513. DOI: 10.1177/ 2398212818820513
11. Bondi D., Prete G., Malatesta G. et al. Laterality in Children: Evidence for Task-Dependent Lateralization of Motor Functions // International Journal of Environmental Re-search and Public Health. 2020. Vol. 17, № 18. e6705. DOI: 10.3390/ijerph17186705
12. Güntürkün O., Ocklenburg S. Ontogenesis of Lateralization // Neuron. 2017. Vol. 94, № 2. P. 249–263. DOI: 10.1016/j.neuron.2017.02.045
13. Schmitz J., Güntürkün O., Ocklenburg S. Building an Asymmetrical Brain: The Molecular Perspective // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. e982. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.00982
14. Malatesta G., Marzoli D., Prete G. et al. Human Lateralization, Maternal Effects and Neurodevelopmental Disorders // Frontiers in Behavioral Neuroscience. 2021. Vol. 15. e668520. DOI: 10.3389/fnbeh.2021.668520
15. OConnor D.B., Thayer J.F., Vedhara K. Stress and Health: A Review of Psychobiological Processes // Annual Review of Psychology. 2021. Vol. 72. P. 663–688. DOI: 10.1146/annurev-psych-062520-122331
16. Кучма В.Р., Седова А.С., Степанова М.И., Рапопорт И.К., Поленова М.А., Соколова С.Б., Александрова И.Э., Чубаровский В.В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 2. С. 4–23.
17. Байгужин П.А., Шибкова Д.З., Айзман Р.И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. 2019. № 5. С. 58–70. DOI: 10.15293/2658-6762.1905.04
18. Панкова Н.Б., Алчинова И.Б., Ковалева О.И., Лебедева М.А., Хлебникова Н.Н., Черепов А.Б., Носкин Л.А., Карганов М.Ю. Точностные и скоростные показатели работы руками у младших школьников с разным уровнем компьютерной нагрузки // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 3. С. 142–160. DOI: 10.15293/2658-6762
19. Панкова Н.Б., Лебедева М.А., Носкин Л.А., Хлебникова Н.Н., Карганов М.Ю. Влияние разных объёмов компьютерной нагрузки на латентные периоды простой сенсомоторной реакции у младших школьников // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13, № 2. С. 112–122. DOI: 10.14529/jpps200210
20. Семенова, М.В. Половозрастные особенности приростов психомоторных показателей у обучающихся 10–16 лет (лонгитюдное исследование) / М.В. Семенова, Д.З. Шибкова // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14, № 1. С. 119–127. DOI: 10.14529/jpps210112
21. Панкова Н.Б., Карганов М.Ю. Взаимосвязь различных показателей моторной асимметрии рук у первоклассников, обследованных в динамике учебного года // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 2. С. 72–79. DOI: 10.14529/jpps190206
22. Котцова О.Н., Аникина Н.Ю., Грибанов А.В. Структурно-функциональные особенности физиологических систем у лиц с различными типами полушарного доминирования (обзор) // Экология человека. 2019. № 8. С. 32–40. DOI: 10.33396/1728-0862-8-32-40.
23. Rinaldi L., Di Luca S., Toneatto C. et al. The effects of hemispheric dominance, literacy acquisition, and handedness on the development of visuospatial attention: A study in preschoolers and second graders // Journal of Experimental Child Psychology. 2020. Vol. 195. e104830. DOI: 10.1016/j.jecp.2020.104830
24. Добрин А.В. Особенности связи типа профиля функциональной сенсомоторной асимметрии с уровнем тревожности мальчиков и девочек 7–8 лет // Психология образования в поликультурном пространстве. 2019. № 4 (48). С. 7–18. DOI: 10.24888/2073-8439-2019-48-4-7-17
25. Николаева Е.И., Илюхина В.А., Вергунов Е.Г. Специфика межполушарной функциональной асимметрии лобной области у детей 4–7 лет с задержкой психического и речевого развития // Комплексные исследования детства. 2019. Т. 1, № 1. С. 11–21. DOI: 10.33910/2687-0233-2019-1-1-11-21
26. Рабаданова А.И., Черкесова Д.У., Ашурбекова М.И. Особенности функциональной асимметрии при формировании интернет-зависимости // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 2, № 3. С. 96–100.
References
1. Geodakyan V.A. [Binary-Conjugated Systems. Origin, Nature and Evolution]. Asimmetriya = Asymmetry. 2021;15(1):36-52. (in Russ.). DOI: 10.25692/ASY.2021.15.1.0042. Vallortigara G., Rogers L.J. A function for the bicameral mind. Cortex. 2020;124:274–285. DOI: 10.1016/j.cortex.2019.11.018
3. Gribanov A.V., Anikina N.Yu., Kottsova O.N. [Distribution of Cerebral Energy Processes in Young People Permanently Living in the Arctic Region]. Zhurnal mediko-biologicheskikh issle-dovaniy = Journal of Medical and Biological Research, 2019;7(1):118–123. (in Russ.). DOI: 10.17238/issn2542-1298.2019.7.1.118
4. Kiss D.S., Toth I., Jocsak G. et al. Functional Aspects of Hypothalamic Asymmetry. Brain Sciences. 2020;10(6):389. DOI: 10.3390/brainsci10060389
5. Petrazzini M.E.M., Sovrano V.A., Vallortigara G. et al. Brain and Behavioral Asymmetry: A Lesson from Fish. Frontiers in Neuroanatomy. 2020;(14):e11. DOI: 10.3389/fnana.2020.00011
6. Alqadah A., Hsieh Y.-W., Morrissey Z.D. et al. Asymmetric development of the nervous system. Developmental Dynamics. 2018;247(1):124–137. DOI: 10.1002/dvdy.24595
7. Signore I.A., Palma K., Concha M.L. Nodal signalling and asymmetry of the nervous system. Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological. 2016;371(1710):e20150401. DOI: 10.1098/rstb.2015.0401
8. Hamada H. Molecular and cellular basis of left-right asymmetry in vertebrates. Proceedings of the Japan Academy Series B: Physical and Biological Sciences. 2020;96(7):273–296. DOI: 10.2183/pjab.96.021
9. Tzourio-Mazoyer N., Zago L., Cochet H. et al. Development of handedness, anatomical and functional brain lateralization. Handbook of Clinical Neurology. 2020;(173):99–105. DOI: 10.1016/B978-0-444-64150-2.00011-3
10. McManus C. Half a century of handedness research: Myths, truths; fictions, facts; backwards, but mostly forwards. Brain and Neuroscience Advances. 2019;(3):e2398212818820513. DOI: 10.1177/2398212818820513
11. Bondi D., Prete G., Malatesta G. et al. Laterality in Children: Evidence for Task-Dependent Lateralization of Motor Functions. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020;17(18):e6705. DOI: 10.3390/ijerph17186705
12. Güntürkün O., Ocklenburg S. Ontogenesis of Lateralization. Neuron. 2017;94, (2):249–263. DOI: 10.1016/j.neuron.2017.02.045
13. Schmitz J., Güntürkün O., Ocklenburg S. Building an Asymmetrical Brain: The Molecular Perspective. Frontiers in Psychology. 2019;(10):e982. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.00982
14. Malatesta G., Marzoli D., Prete G. et al. Human Lateralization, Maternal Effects and Neurodevelopmental Disorders. Frontiers in Behavioral Neuroscience. 2021;15:e668520. DOI: 10.3389/fnbeh.2021.668520
15. OConnor D.B., Thayer J.F., Vedhara K. Stress and Health: A Review of Psychobiological Processes. Annual Review of Psychology. 2021;(72):663–688. DOI: 10.1146/annurev-psych-062520-122331
16. Kuchma V.R., Sedova A.S., Stepanova M.I., Rapoport I.K., Polenova M.A., Sokolova S.B., Aleksandrova I.E., Chubarovsky V.V. [Life and wellbeing of children and adolescents studying remotely during the epidemic of a new coronavirus infection]. Voprosy shkolnoy i universitetskoy meditsiny i zdorovya = School and University Medicine and Health Issues. 2020(2):4–23. (in Russ.).
17. Baiguzhin P.A., Shibkova D.Z., Aizman R.I. [Factors affecting the psychophysiological processes of perception of information in the conditions of informatization of the educational environment]. Science for Education Today, 2019(5):58–70. (in Russ.). DOI: 10.15293/2658-6762.1905.04
18. Pankova N.B., Alchinova I.B., Kovaleva O.I., Lebedeva M.A., Khlebnikova N.N., Cherepov A.B., Noskin L.A., Karganov M.Yu. [Accuracy and speed of hand control in primary schoolchildren with different screen time], Science for Education Today. 2021;11(3):142–160. (in Russ.). DOI: 10.15293/2658-6762
19. Pankova N.B., Lebedeva M.A., Noskin L.A., Khlebnikova N.N., Karganov M.Yu. [The Effect of Different Volumes of Computer Load on the Latent Periods of a Simple Sensorimotor Reaction in Primary Schoolchildren]. Psikhologiya. Psikhofiziologiya = Psychology. Psychophysiology. 2020;13(2):112–122. (in Russ.). DOI: 10.14529/jpps200210
20. Semenova M.V., Shibkova D.Z. [Gender and Age-Related Features of Psychomotor Indicators in 10–16-year-old Students (Longitudinal Study)]. Psikhologiya. Psikhofiziologiya = Psychology. Psychophysiology. 2021;14(1):119–127. (in Russ.). DOI: 10.14529/jpps210112
21. Pankova N.B., Karganov M.Yu. [Correlation Between the Parameters of Motor Asymmetry in First Graders During Manual Tasks]. Psikhologiya. Psikhofiziologiya = Psychology. Psychophysiology. 2019;12(2):72–79. (in Russ.). DOI: 10.14529/jpps190206
22. Kottsova O. N., Anikina N. Yu., Gribanov A. V. [Structural-Functional Peculiarities of Physiological Systems in Persons with Different Types of Hemispheric Domination (Review)]. Ekologiya cheloveka = Human Ecology. 2019(8):32–40. (in Russ.). DOI: 10.33396/1728-0862-8-32-40
23. Rinaldi L., Di Luca S., Toneatto C. et al. The effects of hemispheric dominance, literacy acquisition, and handedness on the development of visuospatial attention: A study in preschoolers and second graders. Journal of Experimental Child Psychology. 2020;195:e104830. DOI: 10.1016/j.jecp.2020.104830
24. Dobrin A.V. [Features of the relationship of the profile of functional sensorimotor asymmetry with the level of anxiety of 7–8 year old boys and girls]. Psikhologiya obrazovaniya v polikulturnom prostranstve = Psychology of Education in a Multicultural Space. 2019(4 (48)):7–18. (in Russ.). DOI: 10.24888/2073-8439-2019-48-4-7-17
25. Nikolaeva E.I., Iluychina V.A., Vergunov E.G. [Peculiarities of interhemispheric functional asymmetry of the frontal region in 4–7 year-old children with mental development and speech development delay]. Kompleksnyye issledovaniya detstva = Comprehensive Child Studies. 2019;1(1):11–21. (in Russ.). DOI: 10.33910/2687-0233-2019-1-1-11-21
26. Rabadanova A.I., Cherkesova D.U., Ashurbekova M.I. [Functional asymmetry features in the formation of Internet-addiction]. Uspekhi sovremennoy nauki i obrazovaniya = Successes of Modern Science and Education. 2017;2(3):96–100.
Copyright (c) 2021 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.