ОСОБЕННОСТИ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ И АГРЕССИВНОСТИ У ТУВИНСКИХ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Аннотация
Аннотация. Вопрос о взаимосвязи функционального состояния ЦНС, агрессивности и личностной тревожности у представителей социальной группы «студенты» является актуальным, так как учебно-профессиональная деятельность, выполняемая преимущественно за счет сенсорной, эмоциональной и интеллектуальной психической нагрузки, определяет адаптивные стратегии организма в период обучения. Цель: выявить особенности нейродинамических реакций и агрессивности в зависимости от уровня личностной тревожности тувинских студентов. Материалы и методы: выборка обследованных студентов составила 438 человек обоего пола и среднего возраста – 19,3 ± 0,1 года. Оценка психоэмоционального состояния включала определение уровня личностной тревожности, агрессивности и враждебности. Нейродинамические особенности оценивали по простой зрительно-моторной реакции и реакции выбора на аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест». Статистический анализ результатов проводили в программе Statistica v. 10.0. Результаты. В обследованном контингенте тувинских студентов доля лиц с умеренной тревожностью составила 52 %, доля студентов с высокой тревожностью была выше, чем с низкой, на 21,1 %. Значения среднего времени простой зрительно-моторной реакции снижались в направлении от показателя группы с высокой личностной тревожностью к группе с низкой личностной тревожностью. В реакции выбора высокая скорость нервных процессов выявлена у студентов с умеренной личностной тревожностью, максимальное значение времени реакции выявлено в группе с низкой личностной тревожностью. Интегральные показатели функционального состояния ЦНС ниже у высокотревожных студентов; независимо от уровня личностной тревожности у всех обследованных регистрируется «незначительно сниженная» работоспособность. Индексы агрессивности и враждебности снижаются направленно с уменьшением уровня личностной тревожности. Заключение. Тувинские студенты с высоким уровнем личностной тревожности характеризуются низкой скоростью сенсомоторных реакций, низким уровнем функционального состояния нервной системы, высокими показателями индексов агрессивности и враждебности. Студенты с низкой личностной тревожностью характеризуются низкой агрессивностью и враждебностью, имеют оптимальную скорость простой сенсомоторной реакции и функционального состояния нервной системы, нейродинамические показатели в данной группе ухудшаются при выполнении сложной сенсомоторной реакции. В группе студентов с умеренной личностной тревожностью оптимальное функциональное состояние по нейродинамическим показателям выявлено в условиях выполнения реакции выбора.
Скачивания
Литература
2. Buss A., Durkee A. An inventory for assessing different kinds of hostility // Journal of consulting psychology. 1957. Vol. 21 (4). P. 343–349. DOI: 10.1037/h0046900
3. Байгужин П.А., Шибкова Д.З. Функциональное состояние центральной нерв-ной системы при воздействии слабоструктурированной информации // Человек. Спорт. Медицина. 2017. Т. 17. № S. С. 32–42. DOI: 10.14529/hsm17s04
4. Канжин А.В. Сенсомоторные реакции в изучении психофизиологических процессов и состояний // Наука XXI века: вопросы, гипотезы, ответы. 2015. № 4 (13). С. 85–89. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23863809
5. Гулин А.В., Шутова С.В., Муравьева И.В. Гендерные особенности скорости и точности сенсомоторных реакций студентов в течение учебного семестра // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2013. Т. 18, № 1. С. 328–331. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=18849037
6. Антипова Е.И., Шибкова Д.З. Оценка психофизиологического состояния и характеристика качества жизни специалистов по социальной работе // Человек. Спорт. Медицина. 2017. Т. 17, № 2. С. 30–39. DOI: 10.14529/hsm170203
7. Байгужин П.А., Кирсанов В.М., Шибкова Д.З. Статистические характеристики показателей функционального состояния организма студентов в зависимости от уровня регламентированности учебно-профессиональной деятельности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 3. С. 223–240. DOI: 10.15293/2226-3365.1703.14
8. Бартош Т.П., Бартош О.П. Возрастные особенности нейродинамических показателей девочек-подростков аборигенной популяции Северо-Востока России // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 4. С. 71–82. DOI: 10.14529/jpps190408
9. Тихомирова О.А. Понятие тревожности в современной психологии // Интеллектуальные ресурсы – региональному развитию. 2020. № 2. С. 228–232. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=43033226
10. Аникина У.Ю., Гафурова Т.Р., Курлина К.В. Гендерные особенности учебной мотивации у студентов с разным уровнем личностной тревожности // Мир педагогики и психологии. 2016. № 5 (5). С. 59–65. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27675443
11. The impact of mathematics anxiety on stress appraisals, neuroendocrine responses, and academic performance in a community college sample / J.P. Jamieson, A.E. Black, L.E. Pelaia, H.T. Reis // Journal of Educational Psychology. 2020. DOI: 10.1037/edu0000636
12. Cognition, anxiety, and prediction of performance in 1styear law students / R.J. Díaz, C.R. Glass, D.B. Arnkoff, M. Tanofsky-Kraff // Journal of Educational Psychology. 2001. Vol. 93 (2). P. 420–429 DOI: 10.1037/0022-0663.93.2.420
13. Николаев А.Б., Джебраилова Т.Д. Взаимосвязь между тревожностью и вариабельностью сердечного ритма при коррекции психоэмоционального напряжения // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 2018. Т. 104, № 8. С. 984–995. DOI: 10.7868/s0869813918070092
14. Assessing performance on an evaluated speaking task: The role of self-efficacy, anxiety, and cardiac autonomic reactivity / C. Villada, V. Hidalgo, M. Almela, A. Salvador // Journal of Psychophysiology. 2018. Vol. 32 (2). P. 64–74. DOI: 10.1027/0269-8803/a000185
15. Мальцев В.П., Суюндикова Ж.Т. Психофизиологический потенциал адаптации студенток русского и казахского этносов к обучению в педагогическом вузе // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 3. С. 72–82. DOI: 10.14529/jpps190307
16. Villatte A., Aimé A. Sociodemographic, psychosocial and academic correlates of extraordinary weight among post-secondary students in transition to adulthood. Canadian Journal of Behavioural Science. 2020. Vol. 52 (3). P. 244–254. DOI: 10.1037/cbs0000170
17. Кирсанов В.М., Шибкова Д.З. Анализ подходов к исследованию психофизиологических особенностей творческой личности // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-2. С. 369–374. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=22416596
18. Проскурякова Л.А. Нарушение пищевого поведения и риск его развития у студентов в зависимости от уровня личностной тревожности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21. № 1 (77). С. 121–129. DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-1-121-129
19. Внимание как когнитивная функция в зависимости от личностно-эмоциональных параметров организма / Е.Н. Николаева, О.Н. Колосова, Л.Э. Васильева, А.А. Васильев // Образовательный вестник «Сознание». 2019. Т. 21, № 8. С. 33–38. DOI: 10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-8-33-38.
20. Ермакова Е.С. Совладающее поведение в структуре личностных характеристик студентов вуза // Вестник психофизиологии. 2018. № 3. С. 62–70. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=36387029
21. Куулар Ш.В. Будук-оол Л.К. Особенности нейродинамических свойств, агрессивности и тревожности тувинских студентов в зависимости от стратегии поведения и пола // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 4. 93–104. DOI: 10.14529/jpps190410
22. Динамика спектральных характеристик ЭЭГ у лиц с разной личностной тревожностью при когнитивной деятельности / Т.Д. Джебраилова, И.И. Коробейникова, Н.А. Каратыгин [и др.] // Физиология человека. 2021. Т. 47, № 1. С. 20–30. DOI 10.31857/S0131164621010033
References
1. Ilyin E.P. Psychology of individual differences. St. Petersburg, 2011: 701 (in Russ.). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=248826332. Buss A., Durkee A. An inventory for assessing different kinds of hostility. Journal of consulting psychology. 1957; 21 (4): 343–349. DOI: 10.1037/h0046900
3. Baiguzhin P.A., Shibkova D.Z. Functional Condition of the Central Nervous System under the Influence of Weakly Structured Information. Chelovek. Sport. Meditsina = Human. Sport. Medicine, 2017; 17 (S): 32–42. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm17s04
4. Kanzhin A.V. Sensomotor reactions in the study of psychophysiological processes and states. Nauka 21 veka: voprosy, gipotezy, otvety = Science of the 21st century: questions, hypotheses, answers. 2015; 4 (13): 85–89. (in Russ.). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23863809
5. Gulin A.V., Shutova S.V., Muravyova I.V. Gender features of speed and accuracy of sensory-motor reactions of students during educational semester. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: estestvennye i tekhnicheskie nauki = Bulletin of the Tambov University. Series: natural and technical sciences. 2013; 18 (1): 328–331. (in Russ.). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18849037
6. Antipova E.I., Shibkova D.Z. Assessment of Psychophysiological Status and Quality of Life of Social Work Specialists. Chelovek. Sport. Meditsina = Human. Sport. Medicine. 2017; 17 (2): 30–39. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm170203
7. Baiguzhin P.A., Kirsanov V.M., Shibkova D.Z. Characteristics of the functional state of the nervous system of students depending on the level of educational and professional activities regulations. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2017; 7 (3): 223–240. (in Russ.). DOI: 10.15293/2226-3365.1703.14
8. Bartosh T.P., Bartosh О.P. Age-Related Featuresof Neurodynamic Indicatorsin Native Adolescent Females of Russias Northeast. Psikhologiya. Psikhofiziologiya = Psychology. Psychophysiology. 2019; 12 (4): 71–82. (in Russ.). DOI: 10.14529/jpps190408
9. Tikhomirova O.A. Understanding anxiety in modern psychology. Intellektualnye resursy – regionalnomu razvitiyu = Intellectual resources – for regional development. 2020; 2: 228–232. (in Russ.). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43033226
10. Anikina U.Yu., Gafurova T.R., Kurlina K.V. Gender features of educational motivation at students with the different level of personal uneasiness. Mir pedagogiki i psikhologii = The world of pedagogy and psychology. 2016; 5 (5): 59–65. (in Russ.). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27675443
11. Jamieson J.P., Black A.E., Pelaia L.E., Reis H.T. The impact of mathematics anxiety on stress appraisals, neuroendocrine responses, and academic performance in a community college sample. Journal of Educational Psychology. DOI: 10.1037/edu0000636
12. Díaz R.J., Glass C.R., Arnkoff D.B., Tanofsky-Kraff M. Cognition, anxiety, and prediction of performance in 1st-year law students. Journal of Educational Psychology. 2001; 93 (2): 420–429 DOI: 10.1037/0022-0663.93.2.420
13. Nikolaev A.B., Dzhebrailova T.D. Relationships between anxiety and heart rate variability during correction of psychoemotional stress. Rossiiskii fiziologicheskii zhurnal im. I.M. Sechenova = Russian Journal of Physiology. 2018; 104 (8): 984–995. (in Russ.). DOI: 10.7868/s0869813918070092
14. Villada C., Hidalgo V., Almela M., Salvador A. Assessing performance on an evaluated speaking task: The role of self-efficacy, anxiety, and cardiac autonomic reactivity. Journal of Psychophysiology. 2018; 32 (2): 64–74. DOI: 10.1027/0269-8803/a000185
15. Maltsev V.P., Suyundikova Zh.T. Psychophysiological Adaptation Potentialto Studying at the Pedagogical Universityin Russian and Kazakh Students. Psikhologiya. Psikhofiziologiya = Psychology. Psychophysiology. 2019; 12 (3): 72–82. (in Russ.). DOI: 10.14529/jpps190307
16. Villatte A., Aimé A. Sociodemographic, psychosocial and academic correlates of extraordinary weight among post-secondary students in transition to adulthood. Canadian Journal of Behavioural Science. 2020; 52 (3): 244–254. DOI: 10.1037/cbs0000170
17. Kirsanov V.M., Shibkova D.Z. Analysis of approaches to research on psychophysiological features of a creative person. Fundamentalnye issledovaniya = Fundamental research. 2014; 6-2: 369–374. (in Russ.). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22416596
18. Proskuryakova L.A. Eating disorders and the risk of their development in students according to the level of personal anxiety. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University. 2019; 21 (1): 121–129. (in Russ.). DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-1-121-129
19. Nikolaeva E.N., Kolosova O.N., Vasileva L.E., Vasilev A.A. Attention as cognitive function depending on personal and emotional parameters of the organism. Obrazovatelnyi vestnik Soznanie = Bulletin “Consciousness”. 2019: 21 (8): 33–38. (in Russ.). DOI: 10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-8-33-38.
20. Ermakova E.S. Coping behavior in the structure of personal characteristics of university students. Vestnik psikhofiziologii = Psychophysiology news. 2018; 3: 62–70. (in Russ.). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36387029
21. Kuular Sh.V., Buduk-ool L.K. Features of Neurodynamic Properties, Aggression and Anxiety in Tuvan Students Depending on the Behavioral and General Strategy. Psikhologiya. Psikhofiziologiya = Psychology. Psychophysiology. 2019; 12 (4): 93–104. (in Russ.). DOI: 10.14529/jpps190410
22. Dzhebrailova T.D., Korobeinikova I.I., Karatygin N.A. et al. Dynamics of EEG spectral characteristics in subjects with various trait anxiety levels performing cognitive tests. Fiziologiya cheloveka = Human physiology. 2021; 47 (1): 20–30. (in Russ.). DOI 10.31857/S0131164621010033
Copyright (c) 2022 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.