ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ЕГЭ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

  • Е. А. Кедярова Иркутский государственный университет (Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1) http://orcid.org/0000-0001-9124-9503 kedu_72@mail.ru
  • Д. С. Савенко Иркутский государственный университет (Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1) SDaria.S@yandex.ru
  • М. Ю. Уварова Иркутский государственный университет (Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1) http://orcid.org/0000-0002-1597-9093 uv-marg@mail.ru
  • Н. И. Чернецкая Иркутский государственный университет (Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1) http://orcid.org/0000-0001-7082-5444 cherna@yandex.ru
Ключевые слова: психологическая готовность, единый государственный экзамен (ЕГЭ), старшеклассники, психологические особенности

Аннотация

Аннотация. Представлены результаты исследования, в котором рассматриваются проблемы психологической готовности к ЕГЭ у старшеклассников. При совершенствовании предметной подготовки к экзаменам педагоги и старшеклассники часто сталкиваются с неготовностью к ЕГЭ в психологическом плане, проявляющейся в процессуальных, познавательных и личностных трудностях. Выделение особенностей психологической готовности к ЕГЭ позволит скорректировать процесс психологического сопровождения старшеклассников при подготовке к экзаменам.  Цель: выявить особенности психологической готовности к ЕГЭ у старшеклассников. Материалы и методы. В исследовании, проводимом с января по март 2020 года, приняли участие 96 обучающихся 10-х классов. Были использовали следующие методы: беседа; тестирование с использованием анкеты «Готовность к ЕГЭ» М.Ю. Чибисовой, авторской анкеты, «Методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению» Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой, 16-факторного личностного опросника Р. Кеттела (форма С). Математико-статистическая обработка осуществлялась с помощью пакета описательных статистик и H-критерия Краскелла – Уолиса. Вычисления выполнены с использованием пакета программ SPSS Statistics v. 22.0. Результаты. Показано, что старшеклассники воспринимают ЕГЭ как стрессовую ситуацию, сопряженную с эмоциональным давлением и повышением нагрузки. Покомпонентный анализ психологической готовности к ЕГЭ показал, что наиболее развит у выпускников процессуальный компонент, тогда как личностный и познавательный компоненты развиты на средне-низком уровне. Установлено, что большинство старшеклассников имеют общий средне-низкий уровень психологической готовности к ЕГЭ, характеризующийся следующими особенностями: высоким уровнем знакомства с процедурой экзамена при высоком уровне тревожности и трудностях самоорганизации и самоконтроля.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Е. А. Кедярова , Иркутский государственный университет (Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1)

Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогической и возрастной психологии

Д. С. Савенко , Иркутский государственный университет (Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1)

Магистрант, факультет психологии

М. Ю. Уварова , Иркутский государственный университет (Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1)

Кандидат психологических наук, доцент

Н. И. Чернецкая , Иркутский государственный университет (Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1)

Доктор психологических наук, доцент

Литература

1. Бубнова И.С., Терещенко А.Г. Обеспечение социально-психологической безопасности образовательной среды школы посредством профилактики суицидов в период подготовки к ЕГЭ // Казанский педагогический журнал. 2017. № 4 (123). С. 137–141. https://elibrary.ru/ item.asp?id=30068214
2. Лихачева А.Ю. Психологическая готовность старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. № 42. С. 121–126. https://elibrary.ru/ item.asp?id=26694874
3. Гапонова С.А., Романова А.Н. Психологические факторы, влияющие на успешность сдачи выпускниками школ итоговых экзаменов в формате ЕГЭ // Вестник университета. 2012. № 1. С. 120–123. https://elibrary.ru/item.asp?id=17930684
4. Лобачева В.И. Психологические факторы, влияющие на подготовку школьников к единому государственному экзамену // KANT. 2017. № 4 (25). С. 72–75. https://elibrary.ru/ item.asp?id=30778125
5. Долгополова И.В. Психологическая готовность детей к ЕГЭ // Гуманитарный научный журнал. 2015. № 2. С. 14–17. https:// elibrary.ru/item.asp?id=26280452
6. Чибисова М.Ю. Психологическая готовность выпускника к сдаче ЕГЭ // Вестник практической психологии образования. 2008. Т. 5, № 4. С. 77–80. https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/ 2008/n4/28554.shtml
7. Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю., Попова О.Л. Экзаменационный стресс у студентов медицинских вузов: распространённость, причины и профилактика // Гигиена и санитария. 2018. Т. 97, № 5. С. 456–460. DOI: 10.18821/0016-9900-2018-97-5-456-460.
8. Едиханова Ю.М., Уфимцева Е.Н. Особенности проявления отрицательных эмоциональных состояний у подростков в период сдачи ЕГЭ // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. № 4 (32). С. 140–143. https://elibrary.ru/item.asp?id=28089591
9. Сиденко Е.А. Профилактика экзаменационного стресса у старших подростков // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С. 29–31. https://elibrary.ru/ item.asp?id=18792762
10. Швецова М.Н., Барышева Е.О. Изучение вербальной самооценки и экзаменационной тревожности старшеклассников на этапе подготовки к ЕГЭ // Проблемы современного образования. 2018. № 3. С. 59–67. https://elibrary.ru/ item.asp?id=35458933
11. Попова И.В. Единый государственный экзамен – как социально-психологическая травма // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24, № 3. С. 97–102. https://elibrary.ru/item.asp?id=36565758
12. Маленова А.Ю., Маленов А.А. Особенности совладания с информационным стрессом в школьном возрасте // Социальная работа: современные проблемы и технологии. 2020. № 1. С. 132–144. https://elibrary.ru/item.asp?id=42358154
13. Мацута В.В., Богомаз С.А., Суднева О.Ю. Роль интеллектуальных и личностных факторов в достижении высокой результативности в ЕГЭ по математике // Сибирский психологический журнал. 2014. № 52. С. 52–66. https://elibrary.ru/item.asp?id=21946861
14. Симатова О.Б., Космакова И.Э. Взаимосвязь продуктивности копинг-стратегий и результатов ЕГЭ у старшеклассников // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С. 96–98. https://elibrary.ru/item.asp?id=21372119
15. Morosanova V.I., Fomina T.I., Filippova E.A. The Relationship between the Conscious Self-Regulation of Schoolchildren's Learning Activity, Their Test Anxiety Level, and the Final Exam Result in Mathematics // Behav Sci (Basel). 2019. Vol. 10 (1). P. 16. DOI:10.3390/bs10010016
16. Sari S.A., Bilek G., Celik E. Test anxiety and self-esteem in senior high school students: a cross-sectional study // Nord J Psychiatry. 2018. Vol. 72 (2). P. 84–88. DOI: 10.1080/08039488.2017.1389986
17. Залыгаева С.А., Шалагинова К.С., Декина Е.В. Психологическая подготовка к ЕГЭ: формирование стрессоустойчивости у старшеклассников // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 2. № ст. 49. https://elibrary.ru/ item.asp?id=38597821
18. Качимская А.Ю., Ковтун П.О. К вопросу о способах формирования психологической готовности обучающихся к экзаменам // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 3. № ст. 36. https://elibrary.ru/item.asp?id=39555242
19. Arun P. Gard R., Chavan B.S. Stress and suicidal ideation among adolescents having academic difficulty // Industrial Psychiatry Journal. 2017. Vol. 1. P. 64–70. DOI: 10.4103/ipj.ipj_5_17
20. Bedewy D., Gabriel A. Examining percep-tions of academic stress and its sources among university students: The Perception of Academic Stress Scale // Health Psychol Open. 2015. Vol. 2. P. 1–9. DOI: 10.1177/2055102915596714
21. The prevalence and correlates of depression, anxiety, and stress in a sample of college students / R. Beiter, R. Nash, M. Mccrady [et al.] // Journal Affect Disorders. 2015. Vol. 173. P. 90–96. DOI: 10.1016/j.jad.2014.10.054
22. Fergus T.A., Limbers C.A. Reducing Test Anxiety in School Settings: A Controlled Pilot Study Examining a Group Format Delivery of the Attention Training Technique Among Adolescent Students // Behav Ther. 2019. Vol. 50 (4). P. 803–816. DOI: 10.1016/j.beth.2018.12.001
23. Effect of a mindfulness program on stress, anxiety and depression in university students / J. Gallego, J.M. Aguilar-Parra, A.J. Cangas [et. al.] // Span J Psychol. 2015. Vol. 17, E109. P. 1–6. DOI: 10.1017/sjp.2014.102

References

-
Опубликован
2021-07-11
Как цитировать
Кедярова, Е., Савенко, Д., Уварова, М., & Чернецкая, Н. (2021). ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ЕГЭ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Психология. Психофизиология, 14(2), 38-45. https://doi.org/10.14529/jpps210204
Раздел
Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред