СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ У СТУДЕНТОВ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

  • Е. Ф. Ященко Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (Россия, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр-т, 9) http://orcid.org/0000-0001-5172-9385 elfed58@mail.ru
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, копинг-стратегии, совладающее поведение, социальная ситуация, трудная жизненная ситуация, удовлетворенность жизнью, счастье, личностные качества, студенты, безопасная среда

Аннотация

Аннотация. Исследование проводилось накануне пандемии SARS-COV-2 в нашей стране. В работе определен уровень осмысленности и удовлетворенности жизнью, счастья студентов университета. Показаны смысложизненные ориентации и копинг-стратегии студентов с высоким и низким уровнем удовлетворенности жизнью. Цель: определить особенности смысложизненных ориентаций, стратегий совладающего поведения и удовлетворенности жизнью у студентов транспортного вуза. Материалы и методы. Обследовано 66 студентов университета, средний возраст – 19,9 года, 26 юношей и 37 девушек. Использовались следующие методики: опросник «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев); Копинг-тест (Р. Лазарус); Методика удовлетворенности жизнью (Э. Динер); Оксфордский опросник счастья – OHI (М. Аргайл). Результаты для интерпретации были получены посредством вычисления параметрического t-критерия Стьюдента и корреляционного анализа Пирсона с использованием пакета статистических программ SPSS v. 22.0. Результаты. Студенты университета имеют средний уровень осмысленности и удовлетворенности жизнью, счастья, что характеризует среду проживания и обучения как экологически надежную и безопасную. Обнаружены значимые различия между показателями шкал смысложизненных ориентаций, копинг-стратегий и счастья, а также различия в структуре взаимосвязей шкал исследования у студентов с высоким и низким уровнем удовлетворенности жизнью. Обсуждение. Наибольшее количество взаимосвязей в обеих группах обнаружено между смысложизненными ориентациями и удовлетворенностью жизнью. У студентов с низким уровнем удовлетворенности жизнью результат жизни связан с копингом «планирование», у студентов с высоким уровнем– с поиском социальной поддержки, являющимся, по нашему мнению, ресурсом личностного потенциала, личностного развития и качества жизни. Заключение. Определены различия и взаимосвязи смысложизненных ориентаций, копинг-стратегий и счастья у студентов транспортного вуза с высоким и низким уровнем удовлетворенности жизнью. Перспектива исследования может заключаться в сравнении показателей данных феноменов накануне и во время пандемии.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторе

Е. Ф. Ященко , Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (Россия, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр-т, 9)

Доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной психологии

Литература

1. Мощенко Л.С., Дроздова Н.В. Смысложизненные ориентации студентов с разным уровнем жизнестойкости (на примере студентов-психологов) // Научно-методи¬ческий электронный журнал Концепт. 2016. Т. 50. С. 133–140. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=27535622
2. Фоменков А.И. Трансформация смысложизненных ориентаций студентов в контексте формирования у них компетенций будущих социологов // Социальные трансформации. 2016. № 26. С. 122–131. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27657103
3. Вострокнутова Т.Ф. Вострокнутов С.И., Ерофеевва Н.Ю. Смысложизненные ориентации студентов, обучающихся по направлению «Физическая культура» разных профилей подготовки // Теория и практика физической культуры. 2017. № 1. С. 32–34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 28370437
4. Габдулина Л.И., Фёдорова О.И. Самоорганизация деятельности студентов в связи с их ценностными и смысложизненными ориентациями // Психология обучения. – 2017. – № 1. – С 36–49. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=27639274
5. Пужаев В.В., Дементьев В.Л., Сахарова Т.Н. Проблемы смысложизненных ориентаций личности спортсмена // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 4. С. 276–279. URL: https:// www.elibrary.ru/ item.asp?id=29896535
6. Reker G.T. Theoretical perspective, dimensions, and measurement of existential meaning. Exploring existential meaning. Thousand Oaks (CA). Sage. 2000. Р. 39–55. DOI: 10.4135/9781452233703.n4
7. Hanley A.W., Garland E.L., Tedeschi R.G. Relating dispositional mindfulness, contemplative practice, and positive reappraisal with posttraumatic cognitive coping, stress, and growth // Psychological Trauma. 2017. Vol. 9 (5). Р. 526–536. DOI: 10.1037/tra0000208
8. Станибула С.А. Копинг-стратегии: функционирование и развитие в онтогенезе // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. 2017. № 2 (101). С. 49–53. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=28939161
9. Чеботарева Е.Ю. Кросс-культурные особенности копинг-стратегий российских и французских студентов в контексте психологического благополучия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, № 2. С. 156–163. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-2-156-163
10. Вильдгрубе С.А. Совладающее поведение и защитные психологические механизмы пациентов при психосоматических расстройствах разного типа // Вестник Донецкого национального университета. Серия Д: Филология и психология. 2019. № 3. С. 86–93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 42389792
11. Trauma characteristics and posttraumatic growth: the mediating role of avoidance coping, intrusive thoughts, and social support / M. Brooks, N. Graham-Kevan, S. Robinson, M. Lowe // Psychological Trauma. 2019. Vol. 11, № 2. P. 232–238. DOI: 10.1037/tra0000372
12. Есетова А.Е., Мун М.В. Особенности эмоционально-направленных копинг-стратегий // Научный журнал. 2020. № 5 (50). С. 46–49 URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=42928355.
13. Ким Э.С. Взаимосвязь между отдельными стратегиями самолидерства и копинг-стратегиями // Казанский педагогический журнал. 2019. № 3 (134). С. 178–183
URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39546563
14. Леонтьев Д.А. Качество жизни и благополучие: объективные, субъективные и субъектные аспекты // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 6. С. 86–95. DOI: 10.31857/S020595920012592-7
15. Харламова Т.М. Специфика психического состояния и копинг-стратегий студентов при дистанционном обучении в условиях пандемии СOVID-19 // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2020. № 1. С. 26–39. DOI: 10.24411/2308-7218-2020-10103
16. Benita M.S. Are the student migrants satisfied with life? Effect of acculturative stress and perceived discrimination // International Journal of Education Economics and Development. 2021. 12 (1). P. 79–96. DOI: 10.1504/IJEED.2021.111658
17. Pavot W., Diener E. The Satisfaction With Life Scale and the emerging construct of life satisfaction // Journal of Positive Psychology. 2008. № 3. P. 137–152 DOI: 10.1080/17439760701756946
18. Academic performance and physical activities as positive factors for life satisfaction among university students / T. Slavinski, D. Bjelica, D. Pavlović, V. Vukmirović // Sustainability (Switzerland). 2021. Vol. 13 (2). P. 497. DOI: 10.3390/su13020497
19. Ruta D., Camfield L., Donaldson C. Sen and the art of quality of life maintenance: Towards a general theory of quality of life and its causation // The Journal of Socio-Economics. 2007. Vol. 36. P. 397–423. DOI: 10.1016/j.socec.2006.12.004

References

.
Опубликован
2021-03-30
Как цитировать
Ященко, Е. (2021). СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ У СТУДЕНТОВ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ. Психология. Психофизиология, 14(1), 88-96. https://doi.org/10.14529/jpps210109
Раздел
Социальная психология, политическая и экономическая психология