РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ МАТЕРИ ПРИ НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Аннотация. Актуальной проблемой в системе помощи детям с отклонениями в развитии является активное включение родителей в систему помощи, что определяет потребность исследования активности матери в реабилитации ребенка. Цель: содержательно обосновать понятие «реабилитационная активность матери» в отношении ребенка с неврологическим заболеванием в период раннего возраста, выявить уровни реабилитационной активности матери и обусловливающие их факторы. Материалы и методы. Исследование проводилось в Центре медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями. Использовался метод экспертных оценок, в качестве экспертов выступали 20 специалистов центра. Эксперты заполняли бланк, в котором указаны показатели реабилитационной активности матери в двух блоках (в Центре – восемь показателей, в межкурсовой период – пять показателей), оценивая в баллах частоту их проявления от нуля до трех. Дополнительно использовались методы клинической беседы, опросники и видеонаблюдение. Получены профили экспертных оценок реабилитационной активности матерей (N = 132), дети которых проходили курсы реабилитации в центре; средний возраст детей – 25,4 месяца, неврологические диагнозы – детский церебральный паралич, перинатальное поражение центральной нервной системы. Результаты. В выборке равномерно представлены высокий, средний и низкий уровни реабилитационной активности матери, которая не различается по отношению к детям с разной степенью нарушений развития и разного возраста. Высокая активность в реабилитации связана с низким уровнем психологической защиты, с оценкой себя как хорошей матери, но с низким уровнем безусловного принятия ребенка. Повышение реабилитационной активности матери сопряжено со снижением собственной активности и продуктивности ребенка в совместной деятельности с матерью. Уровень реабилитационной активности матери определяется совокупностью факторов, отражающих отношение матери к ребенку, отношение к себе как к матери, отношение к болезни ребенка. Заключение: Впервые обоснован и содержательно определен концепт реабилитационной активности матери, и показано, что наиболее благоприятным является средний уровень ее реабилитационной активности. Ограничение исследования – оценка реабилитационной активности матери в случае прохождения реабилитации ребенка в центре, что не позволяет распространить данные на другие категории матерей.
Скачивания
Литература
2. Половинкина О.Б. Педагогическая поддержка семьи в процессе комплексной реабилитации ребенка с органическим поражением центральной нервной системы в условиях стационара // Дефектология. 2005. № 1. С. 14–20.
3. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации: моногр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 208 с.
4. Красильникова Е.Д. Психологические особенности семей, воспитывающих детей с различными вариантами нарушений психического развития // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2012. Т. 12, № 2. С. 29–36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21176852
5. Грошева Е.В. Задачи психологического сопровождения семьи психически больного ребенка в условиях психиатрического стационара // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. № 34 (74), ч. 2. С. 109–112. URL: https://www.elibrary.ru /item.asp?id= 12361991
6. Kim D.J., Kim Y.J. Effects of the parenting efficacy improvement program for mothers as primary caregivers of children with cerebral palsy under rehabilitation // Journal of Exercise Rehabilitation. 2019. Vol. 15, № 6. Р. 763–768. DOI: 10.12965/jer.1938654.327.
7. Whittingham K., Wee D., Boyd R. Systematic review of the efficacy of parenting interventions for children with cerebral palsy // Child: care, health and development. 2011. Vol. 37, № 4. Р. 475–483. DOI: 10.1111/j.1365-2214.2011.01212.x.
8. Kim M.K., Kwon I.S. Influence of self-esteem, family function and social support on wellness of mothers of children with disabilities // Child Health Nursing Research. 2016. Vol. 22, № 1. Р. 1–10. DOI: 10.4094/chnr.2016.22.1.1.
9. Kwok S., Wong D. Mental health of parents with young children in Hong Kong: The roles of parenting stress and parenting self-efficacy // Child and Family Social Work. 2000. Vol. 5, № 1. P. 57–65. DOI: 10.1046/j.1365-2206.2000.00138.x
10. Guralnick M.J. Early Intervention for Children with Intellectual Disabilities: An Update // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2017. Vol. 30 (2). Р. 211–229. DOI: 10.1111/jar.12233
11. Pretis M. Families first in early childhood intervention. A theoretical approach towards parents involvement and increase of efficiency of the early childhood intervention // Journal of special education and rehabilitation. 2012. 13 (1-2).
Р. 7–18. DOI: 10.2478/v10215-011-0015-5
12. Разенкова Ю.А. Об идеологических противоречиях в отечественной практике ранней помощи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. № 4. С. 3–8. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=29441698
13. Тюрина Н.Ш. Социально-педагоги¬ческие условия формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 4 (1). С. 202–209. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15508670
14. Ziemen K. Die Situation von Eltern behinderter Kinder unter Berücksichtigung der Kompetenzen // Die neue Sonderschule. 2002. № 4. P. 277–290. https://www.competens.de/pdf/ 2002_neueSoschuSitEltern.pdf
References
.Copyright (c) 2021 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.