РОЛЬ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТРАВМООПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

  • Е. В. Захарчук 1. Тюменский государственный медицинский университет; 2. Тюменский государственный университет; 3. Областная клиническая больница № 2 (Россия, 625039, Тюмень, ул. Мельникайте, 75) http://orcid.org/0000-0002-1317-5219 katgor@yandex.ru
Ключевые слова: микросоциальные факторы, повторные непреднамеренные травмы у детей, травмоопасное поведение, гиперактивность

Аннотация

Аннотация. В статье рассмотрены особенности факторов травмоопасного поведения ребенка и медико-психологического взаимодействия в целях профилактики повторных непреднамеренных физических травм у детей. Цель: определение роли микросоциальных факторов при формировании травмоопасного поведения детей в возрасте 5–10 лет.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие 225 диад ребенок – взрослый (родитель или лицо, его замещающее). Использовались следующие методики для взрослых: интервью с родителями, авторские анкеты («Каким я вижу своего ребенка в настоящее время»), тест «Критерии выявления гиперактивности по П. Бейкеру и М. Алворду», модифицированная шкала «Субъективная оценка родителями своего стиля воспитания», опросник «Психологический портрет учителя/родителя» Г.В. Резапкиной. Обследование детей включало проведение нейропсихологической методики экспресс-диагностики и анализ заключения психоневролога. Математико-статистическая обработка полученных данных выполнена с пользованием общепринятого алгоритма в среде SPSS Statistics v. 23.0. Результаты. Изучение роли микросоциальных факторов при формировании травмоопасного поведения детей в возрасте 5–10 лет позволило выявить микросоциальные факторы такого поведения: чрезмерность санкций в отношении ребенка, родительская гиперпротекция, недостаточность требований и обязанностей у ребенка, неустойчивая, часто негативная самооценка родителей. Родители и/или лица, их замещающие, могут ошибаться с характеристиками поведения ребенка, описывая его как гиперактивное. Заключение. Результаты исследования позволяют хотя бы отчасти понять причины, по которым родители создают своим детям те или иные условия жизни. Повышенная активность ребенка ошибочно интерпретируется родителями и/или лицами, их замещающими, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, таким образом, взрослые склонны возлагать ответственность на самих детей. Деформация атрибуции порождает ошибочные цели для предупреждения травм – малопродуктивно все усилия сосредоточивать лишь на индивидуальных особенностях ребенка.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторе

Е. В. Захарчук , 1. Тюменский государственный медицинский университет; 2. Тюменский государственный университет; 3. Областная клиническая больница № 2 (Россия, 625039, Тюмень, ул. Мельникайте, 75)

1. Ассистент кафедры неврологии с курсом нейрохирургии; 2,3. Врач-нейрохирург

Литература

1. Risk of unintentional injuries in children and adolescents with ADHD and the impact of ADHD medications: A systematic review and meta-analysis / M. Ruiz-Goikoetxea, S. Cortese, M. Aznarez-Sanado et al. // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2018. Vol. 84. P. 63–71. DOI: 10.1016/j.neubiorev.2017.11.007.
2. Garzon D.L. Contributing factors to preschool unintentional injury // J. Pediatr Nurs. 2005. Vol. 20 (6). P. 441–447. DOI: 10.1016/j.pedn.2005.03.014.
3. Global childhood unintentional injury surveillance in four cities in developing countries: a pilot study / A.A. Hyder, D.E. Sugerman, P. Puvanachandra et al. // Bull World Health Organ. 2009. Vol. 87 (5). P. 345–352. DOI: 10.2471/blt.08.055798
4. Ordonana J.R., Caspi A., Moffitt T.E. Unintentional injuries in a twin study of preschool children: environmental, not genetic, risk factors // Journal of Pediatric Psychology. 2008. Vol. 33(2). P. 185–194. DOI: 10.1093/jpepsy/jsm041.
5. Father–child interactions and children's risk of injury / J. StGeorge, R. Fletcher, E. Freeman et al. // Early Child Development and Care. 2015;185(9):1409–1421 DOI: 10.1080/03004430.2014.1000888
6. Cognition, child neglect, and child injury risk: the contribution of maternal social information processing to maladaptive injury prevention beliefs within a high-risk sample / S.T. Azar, E.A. Miller, M.T. Stevenson, D.R. Johnson // Journal of Pediatric Psychology. 2017. Vol. 42 (7). P. 759–767. DOI: 10.1093/jpepsy/jsw067
7. Parental perceptions of barriers and facilitators to preventing child unintentional injuries within the home: a qualitative study / J. Ablewhite, I. Peel, L. McDaid et al. // BMC Public Health. 2015. Vol. 15. P. 280. DOI: 10.1186/s12889-015-1547-2.
8. Supervision and risk of unintentional injury in young children / P.G. Schnitzer, D. Dowd, R.L. Kruse, B.A. Morrongiello // Injury prevention. 2015. Vol. 21. P. e63–e70. DOI: 10.1136/injuryprev-2013-041128.
9. Morrongiello B.A., Matheis S. Understanding children’s injury-risk behaviors: the independent contributions of cognitions and emotions // Journal of Pediatric Psychology. 2007. Vol. 32 (8). P. 926–937. DOI: 10.1093/jpepsy/jsm027.
10. Davis C.S., Godfrey S.E., Rankin K.M. Unintentional injury in early childhood: its relationship with childcare setting and provider // Maternal and Child Health Journal. 2013. Vol. 17 (9). P. 1541–1549. DOI: 10.1007/s10995-012-1110-z
11. Unintentional injuries in preschool age children: is there a correlation with parenting style and parental attention deficit and hyperactivity symptoms / O.B. Dursun, İ.S. Esin, H. Öğütlü et al. // Medicine (Baltimore). 2015. Vol. 94 (32). P. e1378. DOI: 10.1097/MD.0000000000001378.
12. Медико-социальные факторы риска, влияющие на возникновение травм у детей / О.В. Головко, Е.Л. Борщук, Т.Н. Павленко, Д.Н. Бегун // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26172 (дата обращения: 19.10.2020).
13. Schwebel D.C. Why “accidents” are not accidental: Using psychological science to understand and prevent unintentional child injuries // American Psychologist. 2019. Vol. 74 (9). P. 1137–1147. DOI: 10.1037/amp0000487.
14. Predictors of unintentional injuries to school-age children seen in pediatric primary care / K. Bradbury, D.M Janicke, A.W. Riley, J.W. Finney // Journal of Pediatric Psychology. 1999. Vol. 24 (5). P. 423–433. DOI: 10.1093/jpepsy/24.5.423
15. The impact of trx suspension training on patient‘s balance, coordination and quality of life after traumatic brain injury / J. Andrejeva, M. Kasradze, A. Mockiene, R. Radziuviene, J. Zakharchuk // J. Georgian Med News. 2020. Vol. 298. P. 119–122. URL: https:// pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32141863/ (дата обращения: 19.10.2020).
16. Characteristics of injured children attending the emergency department: patients potentially in need of rehabilitation / L.M. Sturms, C.K. van der Sluis, J.W. Groothoff et al. // Clin. Rehabil. 2002. Vol. 16 (1). P. 46–54. DOI: 10.1191/0269215502cr466oa.
17. Unintentional childhood injury: a controlled comparison of behavioral characteristics / H. Zhang, Y. Li, Y. Cui et al. // BMC Pediatr. 2016. Vol. 16. P. 21. DOI: 10.1186/s12887-016-0558-1.
18. Neuropsychological and/or psychological factors traumatic behavior of children under the age of 10 years / E. Zakharchuk, E. Dotsenko, T. Khvesko, J. Andrejeva // International journal of psychology: a biopsychosocial approach. 2020. № 23. DOI: 10.7220/2345-024X.23.8

References

.
Опубликован
2021-03-30
Как цитировать
Захарчук, Е. (2021). РОЛЬ МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТРАВМООПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА. Психология. Психофизиология, 14(1), 53-61. https://doi.org/10.14529/jpps210106
Раздел
Медицинская (клиническая) психология