ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

  • Е. А. Лихачёва Южно-Уральский государственный медицинский университет (ул. Воровского, 64, Челябинск, Челябинская обл., 454092, Россия) lihacheva_elena@bk.ru
Ключевые слова: ценностно-смысловые установки, смысложизненные ориентации, будущие педагоги, ценностные ориентации

Аннотация

Обоснование. К настоящему времени в педагогической психологии остро поставлены вопросы подготовки будущих педагогов. Наибольшую актуальность представляет проблема формирования у них не только профессиональных компетенций, но и системы ценностно-смысловых установок, на которые будет ориентироваться педагог в своей воспитательной деятельности. Цель исследования: изучение структуры ценностно-смысловых установок у будущих педагогов (на примере студентов, обучающихся в высшем учебном заведении). Материалы и методы. Обследованы студенты первого курса Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета и Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы в возрасте 17–18 лет в количестве 140 человек, из них 118 девушек и 22 юноши. Использовались психодиагностические методики: «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; методика «Система жизненных смыслов» В.Ю. Котлякова в модификации Д.С. Ермакова. Описательная статистика, факторный анализ проводились с использованием пакета статистических программ IBM SPSS Statistics v. 23. Результаты. Выявлен уровень показателей смысложизненных ориентаций, ранговое место терминальных и инструментальных ценностей, преобладающие категории жизненных смыслов. В структуре взаимосвязей ценностно-смысловых установок будущих педагогов обозначены четыре фактора, характеризующих умение студентов формулировать свои личностные смыслы, соотносить их с интересами общества и будущей профессией. Заключение. Полученные данные позволяют судить о структуре ценностно-смысловых установок у будущих педагогов. Особенность их воспитательной деятельности связана с осмыслением будущим педагогом ее важности и ценности в обществе

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторе

Е. А. Лихачёва , Южно-Уральский государственный медицинский университет (ул. Воровского, 64, Челябинск, Челябинская обл., 454092, Россия)

Старший преподаватель, кафедра биологии

Литература

1. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов. – М., 1979. – 150 с.
2. Бондаревская, Е.В. Педагогическое образование – фундамент строительства будущего / Е.В. Бондаревская // Высшее образование в России. – 2014. – № 1. – С. 74–80.
3. Запорожец, А.В. Психология действия / А.В. Запорожец. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 736 с.
4. Зорина, Е.С. Психологические основы смыслотехник как современных образовательных методов / Е.С. Зорина, А.А. Зеленов // Российский психологический журнал. – 2016. – Т. 13, № 1. – С. 76–84.
5. Котляков, В.Ю. Методика «Система жизненных смыслов» / В.Ю. Котляков // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – № 2-1 (54). – С. 148–153.
6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.
7. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2019. – 584 с.
8. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 288 с.
9. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды / Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2002. – 228 с.
10. Узнадзе, Д.Н. Философия. Психология. Педагогика: наука о психической жизни / под ред. И.В. Имедадзе, Р.Т. Сакварелидзе. – М.: Смысл, 2014. – 367 с.
11. Чудновский, В.Э. Педагогическая профессия в системе смысложизненных ориентаций учителя / В.Э. Чудновский // Современные проблемы смысла жизни и акме. – М.; Самара, 2002. – С. 177–185.
12. Чудновский, В.Э. Смысл жизни: некоторые итоги и перспективы исследования/ В.Э. Чудновский // Психологический журнал. – 2015. – Т. 36, № 1. – С. 5–19.
13. Adler, A. The Science of Living / A. Adler. – Meredith Press, 2011. – 173 p.
14. Frankl, V. Mans search for meaning / V. Frankl. – Beacon Press, 2006. – 184 р.
15. Leontiev, D. Positive psychology in search for meaning / D. Leontiev. – New York: Routledge, 2015. – 134 p.
16. Reker, G. Theoretical perspective, dimensions, and measurement of existential meaning // Exploring existential meaning / G. Reker, K. Chamberlain (Eds.). – Thousand Oaks (CA): Sage, 2000. – P. 39–55.
17. Rokeach, M. The nature of human values / M. Rokeach. – New York: The Free Press, 1973. – 438 p.
18. Jung, C.G. Psychological types: General Description of the Types / C.G. Jung. – CreateSpace Independent Publishing Platform, 2018. – 122 p.

References

-
Опубликован
2021-01-11
Как цитировать
Лихачёва, Е. (2021). ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ. Психология. Психофизиология, 13(4), 58-67. https://doi.org/10.14529/jpps200407
Раздел
Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред