ТРЕВОЖНЫЕ РАССТРОЙСТВА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация
Обоснование: озабоченность психологическим здоровьем студентов обусловлена их особым образом жизни, специфическими условиями труда и ролью, которую играет данная социальная группа в обществе. Компенсаторные механизмы психики студентов не всегда справляются с новыми условиями жизни, требованиями высшей школы, что приводит к возникновению стресса, психологическим и социальным конфликтам и употреблению психоактивных веществ среди студенческой молодежи. Цель – выявить распространенность тревожных расстройств у студентов медицинского университета для разработки рекомендаций по первичной и вторичной психопрофилактике. Материалы и методы. Исследование проводилось в течение года. Объектом исследования были студенты первого (52,6 %) и четвертого (47,4 %) курсов лечебного факультета Южно-Уральского государственного медицинского университета в количестве 612 человек, из них 66,8 % девушек и 33,2 % юношей. Для выявления различных тревожных расстройств использовались шкала Йеля–Брауна, критерии МКБ-10 (F41.0 и F41.1), анонимное анкетирование. Для оценки достоверности сравниваемых величин применялся t-критерий Стьюдента. Рассчитывались относительные величины и их ошибки репрезентативности. Результаты. Тревожные расстройства выявлены у 65,8 % студентов первого курса и более чем у половины студентов четвертого курса, причем у лиц женского пола в 1,5 раза чаще. Депрессивные состояния отмечены у каждого пятого студента независимо от курса обучения. Более половины студентов первого курса и каждый третий студент четвертого страдают обсессивно-компульсивным расстройством разной степени тяжести. Тяжелая и крайне тяжелая степень тяжести у студентов первого курса встречается в два раза чаще, чем у четверокурсников. Заключение. Среди студентов медицинского университета широко распространены тревожные расстройства, что обусловливает необходимость первичной и вторичной их профилактики. Особенно тяжело адаптируются к новым условиям жизни и требованиям высшей школы студенты первого курса.
Скачивания
Литература
2. Бохан, Н.А. Динамика аддиктивных расстройств у студентов и возможности её отражения в программах по психопрофилактике / Н.А. Бохан, И.В. Воеводин, Н.В. Асланбекова // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2014. – Т. 114, № 5–2. – С. 29–32.
3. Вельтищев, Д.Ю. Генерализованное тревожное расстройство: проблемы диагностики, прогноза и психофармакотерапии / Д.Ю. Вельтищев, А.С. Марченко // Своевременная терапия психических расстройств. – 2013. – № 1. – С. 17–23.
4. Влияние учебного стресса на проявление тревожных и тревожно-фобических расстройств у студентов-медиков 1 курса / В.В. Руженкова, В.А. Руженков, И.Ю. Шкилева и др. // Научные ведомости. Серия Медицина. Фармация. – 2018. – Т. 41, № 2. – С. 305–316. DOI: 10.18413/2075-4728-2018-41-2-305-316
5. Герасимова, О.Ю. Эмоционально-психологические отклонения в здоровье студентов на этапе получения ими образования / О.Ю. Герасимова, А.Ю. Маркина // Теория и практика современной науки. – 2017. – № 1 (19). – С. 251–254.
6. Казаковцев, Б.А. Организация психологической, психиатрической и социальной помощи в образовательных учреждениях / Б.А. Казаковцев // Психическое здоровье. – 2010. – № 12. – С. 3–18.
7. Мурашко, Н.К. Психофармакотерапия кардионеврологических больных / Н.К. Мурашко // Лiки Украiни. – 2013. – № 9-10. – С. 35–38. –http://nbuv.gov.ua/UJRN/likukr_2013_9-10_10 (дата обращения: 02.03.2020)
8. Образ жизни и здоровье студентов / Н.А. Ермакова, П.И. Мельниченко, Н.И. Прохоров [и др.] // Гигиена и санитария. – 2016. – № 6. – С. 185–191.
9. Семке, А.В. Распространенность психопатологических расстройств у студентов первого курса медицинского университета / А.В. Семке, В.Н. Шадрин // Психическое здоровье. – 2012. – № 4. – С. 29–32.
10. Старостина, Е.Г. Тревожное расстройство и симптомы тревоги в общемедицинской практике / Е.Г. Старостина // Русский медицинский журнал. – 2004. – № 12 (22). – С. 1277–1283.
11. Старостина, Е.Г. Тревога и тревожные расстройства в практике кардиолога / Е.Г. Старостина // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. – 2006. – № 5. (3). – С. 111–120.
12. Тревожно-депрессивные расстройства в медицинской студенческой среде / В.А. Стрижев, Е.А. Бойко, Л.Е. Ложникова, О.Г. Зайцева // Кубанский научный медицинский вестник. – 2016. – № 2 (157). – С. 126–131.
13. Ужегова, Е.Б. Тревожные расстройства у больных в амбулаторной практике / Е.Б. Ужегова // MEDICINA (Almaty). – 2017. – № 11 (185). – С. 23–32.
14. Федотова, А.В. Тревожно-депрессивные расстройства в общеклинической практике / А.В. Федотова // Региональная фармакотерапия в кардиологии. – 2008. – № 3. – С. 83–88.
15. Чуркин, А.А. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии / А.А. Чуркин, А.Н. Мартюшов. – М.: Триада – Х, 1999. – 232 c.
16. Шагина, И.Р. Влияние учебного процесса на здоровье студентов / И.Р. Шагина // Астраханский медицинский журнал. – 2010. – № 2. – С. 26–29.
17. Audrain-McGovern, J. Interacting ef-fects of genetic predisposition and depression on adolescent smoking progression / J. Au-drain-McGovern // American Journal of Psychiatry. – 2004. – Vol. 161, № 7. – Р. 1224–1230. DOI: 10.1176/appi.ajp.161.7.1224
18. Chronic stress and suicidal thinking among medical students / A. Rosiek, A. Rosiek-Kryszewska, L. Leksowski et al. // J. Environ. Res. Public Health. – 2016. – Vol. 13, № 2. – P. 212. DOI: 10.3390/ijerph13020212
19. Hankir, A.K. Stigma and mental health challenges in medical students / A.K. Hankir, A. Northall, R. Zaman // BMJ Case Rep. – 2014. DOI: 10.1136/bcr2014-205226
20. Kessler, R.C. The epidemiology of generalized anxiety disorder / R.C. Kessler, M.B. Keller, H.U. Wittchen // Psychiatric Clinics of North America. – 2001. – Vol. 24, № 1. – P. 19–39. DOI: 10.1016/S0193-953X(05)70204-5
21. Perkonigg, A. Epidemiologie von Angststörungen / A. Perkonigg, H.-U. Wittchen // Kaspar S., Möller H.-J. (Hrsg) Angst- und Panikerkrankungen. – G.F. Verlag. Jena, 1995. – P. 137–156.
22. Prevalence and associated factors of stress, anxiety and depression among prospective medical student. Asian / M.S. Yusoff, A.F. Abdul Rahim, A.A. Baba et al. // J. Psychiatr. – 2012. – Vol. 6, №. 2. – P. 128–133. DOI: 10.1016/j.ajp.2012.09.012.
23. Ross, S. Stress, debt and undergraduate medical student performance / S. Ross, J. Cleland, M.J. Macleod // Med. educ. – 2006. – Vol. 40, № 6. – P. 584–589. DOI: 10.1111/j.1365-2929.2006.02448.
24. Stress and its effects on medical students: a cross-sectional study at a college of medicine in Saudi Arabia / H.M. Abdulghani, A.A. Al Kanhal, E.S. Mahmoud et al. // J. Health Popul. – 2011. – Vol. 29, № 5. – P. 516–522. DOI: 10.3329/jhpn.v29i5.8906
25. The Yale–Brown Obsessive Compulsive Scale. I. Development, use, and reliability / W.K. Goodman, L.H. Price, S.A. Rasmussen et al. // Arch. Gen. Psychiatry. – 1989. – Vol. 46, № 11. – P. 1006–1011. DOI: 10.1001/archpsyc.1989.01810110048007
References
-Copyright (c) 2021 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.