ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ЦЕННОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ В СИТУАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
Обоснование. Неопределенность рынка расширяет возможности деятельности организаций и формирует необходимость развития системы обучения, отвечающей современным требованиям. Одним из требований к обучению персонала выступает необходимость формирования навыков готовности выбора в ситуации неопределенности. По мнению исследователей, готовность к ситуации неопределенности опосредована разделяемой членами организации социальной идентичностью и ценностями. Особенности социальной идентичности и ценностей, формирующих эффективные стратегии сотрудников в ситуации неопределенности, мало изучены. Целью исследования является определение особенностей социально-ролевой идентичности и ценностей сотрудников в ситуации обучения персонала. Организация и методы исследования. Выборку исследования составили менеджеры, осуществляющие коммерческую функцию в российских организациях (80 человек), в возрасте от 23 до 45 лет. Особенности социально-ролевой идентичности и ценностей менеджеров исследовались до и после тренинга «Навыки мотивации», выбранного для осуществления эксперимента. Социально-ролевая идентичность исследовалась при помощи методики «РОССТЛ» В.Г. Грязевой-Добшинской; ценности менеджеров исследовались при помощи методики «Рефлексивный выбор» В.А. Петровского. Полученные данные подвергнуты факторному анализу. Результаты. Выявлено изменение социально-ролевой идентичности и ценностей персонала в ситуации обучения. После экспериментального воздействия менеджеры с идентификацией руководителя стали выбирать работу под руководством и ценности «развитие» и «карьера» в качестве «рабочего» запроса. Менеджеры с неопределенной идентификацией стали выбирать востребованную для организации деятельность и ценности «карьера» и «деньги» в качестве «рабочего» запроса. Менеджеры с отсутствием идентификации к предложенным профессиональным ролям стали выбирать творческую работу и ценность «деньги» в качестве «рабочего» запроса. Заключение. Установлено, что корпоративное обучение способствует изменению выбора профессиональных ролей и рефлексии в выборе ценностей участниками обучения.
Скачивания
Литература
2. Бадью, А. Философия и событие / А. Бадью. – М.: ИОИ, 2013. – 192 с.
3. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации / Т.Ю. Базаров. – М.: ИПК Госслужбы, 1996. – 152 с.
4. Белинская, Е.П. Человек в изменяющемся мире – социально-психологическая перспектива / Е.П. Белинская. – М.: Прометей, 2005. – 319 с.
5. Виштак, О.В. Анализ факторов, влияющих на результативность подготовки персонала промышленных предприятий / О.В. Виштак, Е.В. Варгина // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журнал. – 2015. – № 3-4 – С. 14. – http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2056 (дата обращения: 27.05.2019).
6. Гречко, П.К. Идентичность – современные перспективы / П.К. Гречко // Ценности и смыслы. – 2009. – № 2. – https://cyberleninka.ru/article/n/identichnost-sovremennye-perspektivy (дата обращения: 29.05.2020).
7. Грязева-Добшинская, В.Г. Трансформационное лидерство и стратегические управленческие установки менеджеров / В.Г. Грязева-Добшинская, Ю.А. Дмитриева, Н.В. Маркина // Вестник Московского государственного областного университета. – 2018. – № 3 – С. 111–113. – https://https://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/View/915 (дата обращения: 28.09.2018).
8. Иванова, Н.Л. Социальная идентичность: теория и практика / Н.Л. Иванова, Т.В. Румянцева. – М.: Изд-во СГУ, 2009. – 456 с.
9. Коробова, С.Ю. Особенности идентификации с персонажами культового фильма в контексте проблем социальной идентичности зрителей / С.Ю. Коробова, В.Г. Грязева-Добшинская, А.Т. Аскерова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2018. – Т. 11, № 3. – С. 24–31. DOI: 10.14529/psy180303
10. Леонтьев, Д.А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности / Д.А. Леонтьев // Психологические исследования. – 2015. – Т. 8, № 40. – С. 2. – http://psystudy.ru (дата обращения: 27.01.2019).
11. Липатов, С.А. Взаимосвязь восприятия привлекательности корпоративной культуры с организационной идентификацией сотрудников / С.А. Липатов, Р.К. Несмеянова // Организационная психология. – 2017. – Т. 7, № 3. – С. 67–84.
12. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 350 с.
13. Третьяков, В.П. Порождающие игры. Практическое руководство по применению / В.П. Третьяков. – Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2016. – 240 с.
14. Яхонтова, Е.С. Управление ценностями как элемент управления человеческими ресурсами компании // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – № 4. – С. 25–32.
15. Хухлаев, О.Е. Сложность социальной идентичности: концепция С. Роккас и М. Брюера / О.Е. Хухлаев, М.А. Хайт // Социальная психология и общество. – 2012. – № 3. – С. 16–26.
16. Amabile, T.M. Motivating Creativity in Organizations: On doing what you love and loving what you do / T.M. Amabile // California Management Review. – 1997. – № 40. – Р. 39–58.
17. Haslam, S.A. Psychology in organizations: The social identity approaches / S.A. Haslam. – London: Sage. – 2004. – P. 305.
18. Meyer, J.P. Social identities and commitment at work: Toward an integrative model / J.P. Meyer // Journal of Organizational Behavior. – 2006. – № 5. – P. 665–683.
References
1. Asmolov A.G., Shekhter E.A., Chernorizov A.M. [Historical and evolutionary synthesis: mutual assistance as a factor of evolution]. Voprosy psikhologii [Question of psychology], 2013, no. 6, pp. 3–13. (in Russ.).2. Badue A. Filosofiya i sobytie [Philosophy and Event]. Moscow, IOI, 2013, 192 p. (In Russ).
3. Bazarov T.Yu. Upravlenie personalom razvivayushcheisya organizatsii [Personnel Management developing organization]. Moscow, IPK of civil service, 1996. 152 p. (in Russ.).
4. Belinskaya E.P. Chelovek v izmenyayushchemsya mire – sotsialno-psikhologicheskaya perspektiva [Man in a changing world – a socio-psychological perspective], Moscow, Prometei, 2005, 319 p. (in Russ).
5. Vishtak O.V., Vargina E.V. [Analysis of factors affecting the effectiveness of training of personnel of industrial enterprises]. Universum [Universum], 2015, no. 3-4, p. 14. URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2056 (accessed 27.05.2019). (in Russ).
6. Grechko P.K. [Identity – current perspectives]. Tsennosti i smysly [Values and meanings], 2009, no. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/identichnost-sovremennye-perspektivy (accessed 29.05.2020). (in Russ).
7. Gryazeva-Dobshinskaya V.G., Dmitrieva Yu.A., Markina N.V. [Transformational leadership and managers strategic management settings]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta [Bulletin of Moscow State Regional University], 2018, no. 3, pp. 111–113. URL: https://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/View/915 (accessed 28.09.2018). (in Russ).
8. Ivanova N.L., Rumyantseva T.V. Sotsialnaya identichnost: teoriya i praktika [Social Identity: Theory and Practice], Moscow, SGU, 2009, 456 p. (in Russ).
9. Korobova S.Yu., Gryazeva-Dobshinskaya V.G., Askerova A.T. Features of Identification with the Characters of the Cult Film in the Context of the Social Identity of the Audience. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology, 2018, vol. 11, no. 3, pp. 24–31. DOI: 10.14529/psy180303. (in Russ).
10. Leontiev D.A. [The challenge of uncertainty as the central problem of personality psychology]. Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological research], 2015, vol. 8, no. 40, p. 2. URL: http://psystudy.ru (accessed 27.01.2019). (in Russ).
11. Lipatov S.A., Nesmeyanova R.K. [The relationship between the perception of the attractiveness of corporate culture and organizational identification of employees] Organizatsionnaya psikhologiya [Organizational psychology], 2017, vol. 7, no. 3, pp. 67–84. (in Russ).
12. Sidorenko E.V. Metody matematicheskoi obrabotki v psikhologii [Methods of mathematical processing in psychology], St. Petersburg, Rech, 2000, 350 p. (in Russ).
13. Tretyakov V.P. Porozhdayushchie igry. Prakticheskoe rukovodstvo po primeneniyu [Generative games. Practical Application Guide], Khrakov, Gumanitarnyi tsentr, 2016, 240 p. (in Russ).
14. Yakhontova E.S. [Value management as an element of the companys human resources management]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and abroad], 2003, no. 4, p. 25–32. (in Russ).
15. Khukhlaev O.E., Hight M.A. [The complexity of social identity: the concept of S. Rokkas and M. Brewer]. Sotsialnaya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 2012, no. 3, pp. 16–26. (in Russ).
16. Amabile T.M. Motivating Creativity in Organizations: On Doing What You Love and Loving What You Do. California Management Review, 1997, vol. 40, pp. 39–58.
17. Haslam S.A. Psychology in organizations: The social identity approaches. London. Publ. Sage, 2004, 305 p.
18. Meyer J.P. Social identities and commitment at work: Toward an integrative model. Journal of Organizational Behavior, 2006, no. 5, pp. 665–683.
Copyright (c) 2020 Психология. Психофизиология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.