ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ О ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация
Обоснование. Современная система образования нуждается в грамотных и квалифицированных специалистах, в том числе в психологах, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подготовка психологов, способных работать в современной системе инклюзивного образования, становится важнейшей задачей высшей школы. Профессиональное обучение специальных психологов предполагает формирование у них объективных представлений о личности человека с ограниченными возможностями здоровья, изучению которых посвящено данное исследование. Цель: выявить представления студентов-психологов о личности человека с ограниченными возможностями здоровья. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 53 студента Омского государственного педагогического университета, обучающиеся на 3-м курсе факультета психологии и педагогики. Эмпирическим методом исследования стал контент-анализ, с помощью которого были проанализированы эссе студентов. Были выделены и охарактеризованы три категории: «Представления о личности человека с ограниченными возможностями здоровья», «Представления о себе», «Представления о социальном окружении». Результаты. Установлено, что наибольшая частота встречаемости присуща категории «Представления о личности человека с ограниченными возможностями здоровья», которая отражает хорошо сформированные представления студентов о личностных качествах и психологических потребностях лиц с ограниченными возможностями здоровья. Представления о социальном окружении лиц с ограниченными возможностями, а также о своей собственной личности оказались сформированы в меньшей степени. Заключение. Полученные результаты позволяют свидетельствовать о неполноте и фрагментарности представлений о личности человека с ограниченными возможностями здоровья, сформированных у студентов-психологов. Испытуемые имеют верные представления о психологических ресурсах, необходимых лицам с нарушенным развитием для успешной социальной интеграции, и частично верные представления о потребностях названной категории лиц. Полученные данные раскрывают новые сведения об особенностях формирования профессиональных представлений студентов-психологов, специализирующихся на психолого-педагогическом
сопровождении лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Скачивания
Литература
2. Веретенникова, А.Е. Аргументирующее эссе как средство оценки компетенций / А.Е. Веретенникова, Э.Б. Доби // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2017. – № 1 (68). – С. 65–67.
3. Вершловский, С.Г. Контент-анализ в педагогическом исследовании / С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования АППО, 2012. – 56 с.
4. Волкова, В.В. Исследование социального стереотипа и психологического портрета лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью глазами студентов / В.В. Волкова, Е.В. Михальчи // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2016. – Т. 9, № 2. – С. 31–42.
5. Гребенникова, Е.В. Психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования / Е.В. Гребенникова, Е.Ю. Закотнова // Вестник ТГПУ. – 2015. – № 3 (156). – С. 34–37.
6. Долинская, В.В. Практико-ориентированное образование: проблемы и пути их решения / В.В. Долинская, В.Л. Слесарев // Вестник университета имени О.Е. Кутафина. – 2016. – № 10 (26). – С. 6–17.
7. Жукова, В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» / В.Ф. Жукова // Известия Томского политехнического университета. – 2012. – № 6. – С. 117–121.
8. Купершлаг, И.Г. Рефлексивное эссе как средство развития профессиональной Я-концепции будущего педагога / И.Г. Купершлаг // Вестник ТГПУ. – 2016. – № 5 (170). – С. 74–77.
9. Курилович, В.К. Формирование готовности педагогов к работе с детьмиинвалидами и детьми с ОВЗ / Н.В. Курилович, Е.А. Чернова // Ученые записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. – 2018. – Т. 13, № 6. – С. 136–143.
10. Малахова, Т.В. Особенности эмоционального отношения родителей к дошкольникам с задержкой психического развития / Т.В. Малахова // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2. – С. 176–187.
11. Манукян, В.Р. Психологическое содержание и факторы возникновения кризиса профессионального развития у студентов вуза / В.Р. Манукян // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 4. – С. 109–117.
12. Рождественская, Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / Н.А. Рождественская, А.В. Разумова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2002. – № 2. – С. 48.
13. Фоминых, Е.С. Психологические ресурсы лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор инклюзии в общество / Е.С. Фоминых // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 86–92. – http://e-koncept.ru/2016/56332.htm (дата обращения: 18.06.2019).
14. Шабанова, О.П. Практико-ориентированная подготовка педагога как стратегия российского образования / О.П. Шабанова, М.Н. Шабанова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2015. – № 1 (33). – С. 123–127. – http://scientific-notes.ru/#new-number?id=38 (дата обращения: 18.06.2019).
15. Levitt, J.M. Developing a model of disability that focuses on the actions of disabled people / J.M. Levitt // Disability & Society. – 2017. – Vol. 32. – P. 735–747.
16. Fisher, K.R. Policies to change attitudes to people with disabilities / K.R. Fisher, C. Purcal // Scandinavian Journal of Disability Research. – 2017. – Vol. 19, № 2. – P. 161–174.
References
1. Banch G. [10 key points for successful inclusion]. Autism i narusheniya razvitiya [Autism anddevelopmental disorders], 2010, no. 3, pp. 50–56. (in Russ).
2. Veretennikova A.E., Dobi E.B. [An argumentative essay as a means of assessing competencies]. Psikhopedagogika v pravookhranitelnykh organakh [Psychopedagogy in law enforcement], 2017, no. 1 (68), pp. 65–67. (in Russ).
3. Vershlovskiy S.G., Matyushkina M.D. Kontent-analiz v pedagogicheskom issledovanii [Content analysis in pedagogical research]. St. Petersburg, APPO, 2012. 56 p. (in Russ).
4. Volkova V.V., Mikhalchi E.V. [Study of the social stereotype and psychological portrait of a person with disabilities and disabilities through the eyes of students]. Teoreticheskaya i eksperimentalnaya psikhologiya [Theoretical and experimental psychology], 2016, no. 2, pp. 31–42. (in Russ).
5. Grebennikova E.V., Zakotnova E.Yu. [Psychological readiness of students-psychologists for professional activity in the conditions of inclusive education]. Vestnik TGPU [Bulletin of TGPU], 2015, no. 3 (156), pp. 34–37. (in Russ).
6. Dolinskaya V.V., Slesarev V.L. [Practice-oriented education: problems and solutions]. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina [Bulletin of the University named after O.E. Kutafin], 2016, no. 10 (26), pp. 6–17. (in Russ).
7. Zhukova V.F. [Psychological and pedagogical analysis of the category of “psychological readiness”]. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta [News of Tomsk Polytechnic University], 2012, no. 6, pp. 117–121. (in Russ).
8. Kupershlag I.G. [Reflective essay as a means of developing a professional self-concept of a future teacher]. Vestnik TGPU [Bulletin of TGPU], 2016, no. 5 (170), pp. 74–77. (in Russ).
9. Kurilovich V.K., Chernova E.A. [Formation of the readiness of teachers to work with children with disabilities and children with disabilities]. Uchenye zapiski ZabGU. Ser. Pedagogicheskie nauki [Scientific notes ZabSU. Ser. Pedagogical sciences], 2018, no. 6, pp. 136–143. (in Russ).
10. Malakhova T. V. [Features of the emotional attitude of parents to preschoolers with mental retardation]. Mezhdunarodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik [International Student Science Bulletin], 2018, no. 2, pp. 176–187. (in Russ).
11. Manukyan V.R. [Psychological content and factors of the crisis of professional development among university students]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2011, no. 4, pp. 109–117. (in Russ).
12. Rozhdestvenskaya N.A., Razumova A.V. [Inharmonious styles of family education and parental perception of their children]. Vestnik MGU. Ser. 14 Psikhologiya [Bulletin of Moscow State University. Ser. 14 Psychology], 2002, no. 2, p. 48. (in Russ).
13. Fominykh E.S. [Psychological resources of persons with disabilities as a factor of inclusion in society]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal “Kontsept” [Scientific and methodological electronic journal “Concept”], 2016, Vol. 20, pp. 86–92. http://e-koncept.ru/2016/56332.htm (accessed 18.06.2019). (in Russ).
14. Shabanova O. P., Shabanova M. N. [Practice-oriented teacher training as a strategy of Russian education]. Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientists notes. Electronic scientific journal of Kursk State University], 2015, no. 1 (33), pp. 123–127. http://scientific-notes.ru/#new-number?id=38 (дата обращения: 18.06.2019). (in Russ).
15. Levitt J.M. Developing a model of disability that focuses on the actions of disabled people. Disability & Society, 2017, vol. 32, pp. 735–747.
16. Fisher K.R. Policies to change attitudes to people with disabilities. Scandinavian Journal of Disability Research, 2017, vol. 19, no. 2, pp. 161–174.
Copyright (c) 2020 Психология. Психофизиология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.