ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ ОБЪЁМОВ КОМПЬЮТЕРНОЙ НАГРУЗКИ НА ЛАТЕНТНЫЕ ПЕРИОДЫ ПРОСТОЙ СЕНСОМОТОРНОЙ РЕАКЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  • Н. Б. Панкова Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии, Москва, Российская Федерация http://orcid.org/0000-0002-3582-817X nbpankova@gmail.com
  • М. А. Лебедева Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии, Москва, Российская Федерация http://orcid.org/0000-0002-4601-8762 ma_lebedeva@mail.ru
  • Л. А. Носкин Петербургский институт ядерной физики имени Б.П. Константинова, Санкт-Петербург, Российская Федерация http://orcid.org/0000-0001-6162-8246 lanoskin42@mail.ru
  • Н. Н. Хлебникова Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии, Москва, Российская Федерация http://orcid.org/0000-0002-0245-305X nanikh@yandex.ru
  • М. Ю. Карганов Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии, Москва, Российская Федерация http://orcid.org/0000-0002-5862-8090 mkarganov@mail.ru
Ключевые слова: латентные периоды сенсомоторной реакции, световые стимулы, звуковые стимулы, сезонная вариабельность, учащиеся начальных классов, компьютерная нагрузка, гигиенические нормативы

Аннотация

Обоснование. Цифровизация образовательной среды актуализирует мониторинговые исследования по оценке влияния компьютерных технологий на функциональное состояние организма детей – на когнитивные возможности и их соматическое обеспечение («цену адаптации»). Цель. Изучение влияния уровня компьютерной нагрузки на показатели сенсомоторной реактивности у учащихся начальной школы. Материалы и методы. Проанализированы данные, полученные в школах Москвы в 2006-2011 гг. Обследования проводили дважды в год (октябрь, март – апрель) в 66 различных образовательных организациях. Всего в исследование включены данные по 4205 учащихся 1–4-х классов. Для оценки латентных периодов простых сенсомоторных реакций на световой и звуковой стимулы, а также их соотношений использовали приборный комплекс «компьютерный измеритель движений» (КИД, или УПДМ-1). Результаты. Обнаружено, что существует корреляцион-ная связь между латентными периодами (как светового стимула, так и звукового) и общим (урочным и внешкольным) уровнем компьютерной нагрузки. Она различна у девочек и мальчиков, различна в разные сезоны и различна (противоположна) для латентных периодов обоих видов стимула. Выявлено, что сверхнормативные компьютерные нагрузки (превышающие требования СанПиН в 3 и более раз) усиливают сезонную вариабельность латентного периода светового стимула в виде возрастания данного показателя в весенних тестированиях, в большей степени – у девочек в 3–4-м классах. Однако под влиянием высоких компьютерных нагрузок изменяется и соотношение латентных периодов – формируется сезонная вариабельность в виде снижения данного показателя в весенних тестированиях, в большей степени – у мальчиков в 3–4-м классах. Заключение. Полученные данные свидетельствуют о неоднозначности влияния высоких компьютерных нагрузок на сенсомоторную реактивность. С одной стороны, это явные признаки развития у детей за учебный год утомления, что требует компенсации методами здоровьесберегающего образования. С другой – формирование за учебный год нового навыка, который желательно распространить и на летний период.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Н. Б. Панкова , Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии, Москва, Российская Федерация

Доктор биологических наук, доцент, главный научный со-трудник лаборатории физико-химической и экологической патофизиологии

М. А. Лебедева , Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии, Москва, Российская Федерация

Кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории физико-химической и экологической патофизиологии

Л. А. Носкин , Петербургский институт ядерной физики имени Б.П. Константинова, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией медицинской биофизики

Н. Н. Хлебникова , Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии, Москва, Российская Федерация

Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории общей патологии нервной системы

М. Ю. Карганов , Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии, Москва, Российская Федерация

Доктор биологических наук, заведующий лабораторией физико-химической и экологической патофизиологии

Литература

1. Байгужин, П.А. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды / П.А. Байгужин, Д.З. Шибкова, Р.И. Айзман // Science for Education Today. – 2019. – № 5. – С. 58–70. DOI: 10.15293/2658-6762.1905.04
2. Безруких, М.М. Возрастные особенности организации двигательной активности у детей 6–16 лет / М.М. Безруких, М.Ф. Киселѐв, Г.Д. Комаров и др. // Физиология человека. – 2000. – Т. 6, № 3. – С. 100–107.
3. Калинина, Н.И. Функциональное состояние зрительного анализатора у пользователей персональных компьютеров / Н.И. Калинина, В.Н. Никитина, Г.Г. Ляшко, В.П. Плеханов // Медицина труда и промышленная экология. – 2019. – Т. 59, № 8. – С. 484–489.
4. Каменская, В.Г. Динамика интеллектуальных функций российских дошкольников в период становления интернет-технологий / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов // Психология. Психофизиология. – 2019. – Т. 12, № 3. – С. 56–63. DOI: 10.14529/jpps190305
5. Коурова, О.Г. Эколого-физиологические аспекты компьютерных технологий в образовательном процессе / О.Г. Коурова, Т.В. Попова, Е.Г. Кокорева и др. // Экология человека. – 2019. – № 7. – С. 59–64. DOI: 10.33396/1728-0869-2019-7-59-64
6. Криволапчук, И.А. Влияние средств информатизации на физическую активность детей школьного возраста (обзор зарубеж-ных исследований) / И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова, И.И. Криволапчук // Новые исследования. – 2019. – № 1 (57). – С. 5–14.
7. Криволапчук, И.А. Функциональное состояние детей старшего дошкольного возраста и первоклассников при выполнении информационной нагрузки различной степени напряженности / И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова // Экология человека. – 2020. – № 3. – С. 31–40. DOI: 10.33396/1728-0869-2020-3-31-40
8. Меренкова, В.С. Возрастные и половые различия сенсомоторной интеграции школьников / В.С. Меренкова // Вестник психофизиологии. – 2018. – № 4. – С. 21–28.
9. Нехорошкова, А.Н. Сенсомоторные реакции в психофизиологических исследованиях (обзор) / А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанов, И.С. Депутат // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки. – 2015. – № 1. – С. 38–48.
10. Панкова, Н.Б. Взаимосвязь различных показателей моторной асимметрии рук у первоклассников, обследованных в динамике учебного года / Н.Б. Панкова, М.Ю. Карганов // Психология. Психофизиология. – 2019. – Т. 12, № 2. – С. 72–79. DOI: 10.14529/jpps190206
11. Гузій, О.В. Сенсомоторні показники як критерії інтенсивних фізичних навантажень / О.В. Гузій, О.П. Романчук, А.В. Магльований // Український журнал медицини, біології та спорту. – 2020 – Т. 5, № 3 (25). – С. 351–358. DOI: 10.26693/jmbs05.03.351 [на украинском].
12. Chiou, S.C. Bimanual coordination learning with different augmented feedback modalities and information types / S.C. Chiou, E.C. Chang. // PLoS One. – 2016. – Vol. 11 (2). – e0149221. DOI: 10.1371/journal.pone.0149221
13. Gautam, Y. Effect of auditory interference on visual simple reaction time / Y. Gautam, M. Bade // Kathmandu Univ. Med. J. (KUMJ). – 2017. – Vol. 15 (60). – P. 329–331.
14. Jaremkow, A. Assessment of health condition as related to lifestyle among students in the examination period / A. Jaremków, I. Markiewicz-Górka, K. Pawlas. // Int. J. Occup. Med. Environ. Health. – 2020. – Vol. 33 (3). – P. 339–351. DOI: 10.13075/ijomeh.1896.01563
15. Moradi, A. Association between Physical and Motor Fitness with Cognition in Children / A. Moradi, D. Sadri, M. Narimani et al. // Medicina (Kaunas). – 2019. – Vol. 55 (1). – p: E7. DOI: 10.3390/medicina55010007
16. Mulligan, C.J. Early environments, stress, and the epigenetics of human health / C.J. Mulligan // Annu. Rev. Anthropol. – 2016. – Vol. 45. – P. 233–249. DOI: 10.1146/annurev-anthro-102215-095954
17. Pankova, N.B. Changes in the dynamics of latent periods of simple sensorimotor responses throughout the academic year in Moscow schoolchildren over 10 years / N.B. Pankova, L.E. Kurneshova, M.Yu. Karganov // International Journal of Educational Policy Research and Review. – 2015. – Vol. 2. – № 2. – P. 17–24. DOI: 10.15739/IJEPRR.007
18. Relationship between weight status and cognition in children: A mediation analysis of physical fitness components / A. Ruiz-Hermosa, J. Mota, A. Díez-Fernández, V. Martínez-Vizcaíno, A. Redondo-Tébar, M. Sánchez-López. // J. Sports Sci. – 2020. – Vol. 38 (1). – P. 13–20. DOI: 10.1080/02640414.2019.1676538
19. Roos, L.E. Childrens biological responsivity to acute stress predicts concurrent cognitive performance / L.E. Roos, K.G. Beauchamp, R. Giuliano et al. // Stress. – 2018. – Vol. 21 (4). – P. 347–354. DOI: 10.1080/10253890.2018.1458087
20. Slavich, G.M. Social safety theory: a biologically based evolutionary perspective on life stress, health, and behavior / G.M. Slavich // Annu. Rev. Clin. Psychol. – 2020. – Vol. 16. – P. 265–295. DOI: 10.1146/annurev-clinpsy-032816-045159
21. Udupa, K. Central motor conduction time / K. Udupa, R. Chen. // Handb. Clin. Neurol. – 2013. – Vol. 116. – P. 375–386. DOI: 10.1016/B978-0-444-53497-2.00031-0
22. Zhu Q. When kinesthetic information is neglected in learning a Novel bimanual rhythmic coordination / Q. Zhu, T. Mirich, S. Huang et al. // Atten. Percept. Psychophys. – 2017. – Vol. 79 (6). – P. 1830–1840. DOI: 10.3758/s13414-017-1336-3

References

1. Baiguzhin P.A., Shibkova D.Z., Aizman R.I. [Factors affecting the psychophysiological processes of perception of information in the conditions of informatization of the educational environment]. Science for Education Today, 2019, vol. 5, pp. 58–70. DOI: 10.15293/2658-6762.1905.04 (in Russ.).
2. Bezrukikh M.M., Kiselev M.F., Komarov G.D., Kozlov A.P., Kurneshova L.E., Landa S.B., Noskin L.A., Noskin V.A., Pivovarov V.V. [The Age-Related Characteristics of the Organization of Motor Activity in 6- To 16-year-old Children]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology], 2000, vol. 6, no. 3, pp. 100–107. (in Russ.).
3. Kalinina N.I., Nikitina V.N., Lyashko G.G., Plekhanov V.P. [The functional state of the visual analyzer users of personal computers]. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya [Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology], 2019, vol. 59, no. 8, pp. 484–489. (in Russ.).
4. Kamenskaya V.G., Tomanov L.V. [The dynamics of intellectual functions in Russian preschoolers during the emergence of Internet technologies]. Psikhologiya. Psikhofiziologiya [Psychology. Psychophysiology], 2019, vol. 12, no. 3, pp. 56–63. DOI: 10.14529/jpps190305 (in Russ.).
5. Kourova O.G., Popova T.V., Kokoreva E.G., Parskaya N.V., Krapivina E.A. [Ecologo-physiological aspects of computer technologies in educational process]. Ekologiya Cheloveka [Human Ecology], 2019, no. 7, pp. 59–64. DOI: 10.33396/1728-0869-2019-7-59-64 (in Russ.).
6. Krivolapchuk I.A., Chernova M.B., Krivolapchuk I.I. [Influence of informatization on physical activity in schoolchildren (foreign literature review)]. Novyye issledovaniya [New Research], 2019, no. 1 (57), pp. 5–14. (in Russ.).
7. Krivolapchuk I.A., Chernova M.B. [The functional state of children of preschool age and first grade students at information load with varying degree of stress]. Ekologiya cheloveka [Human Ecology], 2020, no. 3, pp. 31–40. DOI: 10.33396/1728-0869-2020-3-31-40 (in Russ.).
8. Merenkova V.S. [Age and sex differences of sensomotor integration of schoolchildren]. Vestnik psikhofiziologii [Psychophysiology News], 2018, no. 4, pp. 21–28. (in Russ.).
9. Nekhoroshkova A.N., Gribanov A.V., Deputat I.S. [Sensomotor reactions in psychophysiological studies (Review)]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federalnogo universiteta. Seriya: Mediko-Biologicheskiye Nauki [Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Series "Medical and Biological Sciences"], 2015, no. 1, pp. 38–48. (in Russ.).
10. Pankova N.B., Karganov M.Yu. Correlation Between the Parameters of Motor Asymmetry in First Graders During Manual Tasks. Psikhologiya. Psikhofiziologiya [Psychology. Psychophysiology], 2019, vol. 12, no. 2, pp. 72–79. DOI: 10.14529/jpps190206 (in Russ.).
11. Guzii O.V., Romanchuk A.P., Mahlovanyy A.V. [Sensorimotor Indicators as Criteria of the Intense Physical Loads Influence on the Athletes Body]. Ukrainskiy Zhurnal Meditsiny, Biologii i Sporta [Ukrainian Journal of Medicine, Biology and Sport], 2020, vol. 5, no. 3 (25), pp. 351–358. DOI: 10.26693/jmbs05.03.351 (in Ukrainian).
12. Chiou S.C., Chang E.C. Bimanual coordination learning with different augmented feedback modalities and information types. PLoS One, 2016, vol. 11 (2), e0149221. DOI: 10.1371/journal.pone.0149221
13. Gautam Y., Bade M. Effect of auditory interference on visual simple reaction time. Kathmandu Univ. Med. J. (KUMJ), 2017, vol. 15 (60), pp. 329–331.
14. Jaremków A., Markiewicz-Górka I., Pawlas K. Assessment of health condition as related to lifestyle among students in the examination period. Int. J. Occup. Med. Environ. Health, 2020, vol. 33 (3), pp. 339–351. DOI: 10.13075/ijomeh.1896.01563
15. Moradi A., Sadri D., Narimani M., Esmaeilzadeh S., Dziembowska I., Azevedo L.B., Luiz do Prado W. Association between Physical and Motor Fitness with Cognition in Children. Medicina (Kaunas), 2019, vol. 55 (1), p: E7. DOI: 10.3390/medicina55010007
16. Mulligan C.J. Early environments, stress, and the epigenetics of human health. Annu. Rev. Anthropol., 2016, vol, 45, pp. 233–249 DOI: 10.1146/annurev-anthro-102215-095954
17. Pankova N.B., Kurneshova L.E., Karganov M.Yu. Changes in the dynamics of latent periods of simple sensorimotor responses throughout the academic year in Moscow schoolchildren over 10 years. International Journal of Educational Policy Research and Review, 2015, vol. 2, no. 2, pp. 17–24. DOI: 10.15739/IJEPRR.007
18. Roos L.E., Beauchamp K.G., Giuliano R., Zalewski M., Kim H.K., Fisher P.A. Childrens biological responsivity to acute stress predicts concurrent cognitive performance. Stress, 2018, vol. 21 (4), pp. 347–54. DOI: 10.1080/10253890.2018.1458087
19. Ruiz-Hermosa A., Mota J., Díez-Fernández A., Martínez-Vizcaíno V., Redondo-Tébar A., Sánchez-López M. Relationship between weight status and cognition in children: A mediation analysis of physical fitness components. J. Sports Sci., 2020, vol. 38 (1), pp. 13–20. DOI: 10.1080/02640414.2019.1676538
20. Slavich G.M. Social safety theory: a biologically based evolutionary perspective on life stress, health, and behavior. Annu. Rev. Clin. Psychol, 2020, vol. 16, pp. 265–295. DOI: 10.1146/annurev-clinpsy-032816-045159
21. Udupa K., Chen R. Central motor conduction time. Handb. Clin. Neurol., 2013, vol. 116, pp. 375–386. DOI: 10.1016/B978-0-444-53497-2.00031-0
22. Zhu Q., Mirich T., Huang S., Snapp-Childs W., Bingham G.P. When kinesthetic information is neglected in learning a Novel bimanual rhythmic coordination. Atten. Percept. Psychophys, 2017, vol. 79 (6), pp. 1830–1840. DOI: 10.3758/s13414-017-1336-3
Опубликован
2020-07-20
Как цитировать
Панкова, Н., Лебедева, М., Носкин, Л., Хлебникова, Н., & Карганов, М. (2020). ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ ОБЪЁМОВ КОМПЬЮТЕРНОЙ НАГРУЗКИ НА ЛАТЕНТНЫЕ ПЕРИОДЫ ПРОСТОЙ СЕНСОМОТОРНОЙ РЕАКЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Психология. Психофизиология, 13(2), 112-122. https://doi.org/10.14529/jpps200210
Раздел
Психофизиология