ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ
Аннотация
Обоснование. Высокая академическая нагрузка студентов медицинских специальностей, обучающихся в гипокомфортных условиях Cеверного региона, приводит к адаптивным сдвигам организма. Функциональное состояние и уровень функциональных возможностей студентов определяет эффективность адаптации и когнитивную работоспособность обучающихся в целом. Цель. Выявить особенности функционального состояния центральной нервной системы на основе показателей простой зрительно-моторной реакции у студентов медицинской специальности, обучающихся в условиях северного региона. Организация и методы исследования. Обследовано 95 студентов, среди которых 51 девушка и 44 юноши. Средний возраст обследуемых студентов составил 19,62 ± 1,57 года. Показатели вариационной хронорефлексометрии определяли по параметрам времени простой зрительно-моторной реакции, на основе которых рассчитаны уровень функциональных возможностей центральной нервной системы, устойчивость реакции, функциональный уровень системы. Исследование проведено в соответствии с методикой М.П. Мороз «Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека». Результаты. Установлено, что в большинстве случаев функциональное состояние центральной нервной системы студентов медицинской специальности северного вуза находится на уровне «сниженной» и «незначительно сниженной» умственной работоспособности. Выявлено отсутствие достоверно значимых отличий показателей простой зрительно-моторной реакции среди студентов-юношей и студентов-девушек, значения которой соответственно равны 280,47 ± 2,34 мс и 278,09 ± 2,92 мс. Заключение. Функциональное состояние центральной нервной системы студентов медицинской специальности Среднего Приобья характеризуется высокой нервно-психической напряженностью, повышенной утомляемостью, сниженной работоспособностью, ослабленным вниманием и концентрацией.
Скачивания
Литература
2. Байгужин, П.А. Факторы результативности психофизиологического исследования функционального состояния центральной нервной системы у студентов / П.А. Байгужин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2011. – № 26 (243). – С. 131–135.
3. Байгужин, П.А. Характеристика функционального состояния нервной системы студентов в зависимости от уровня регламентированности учебно-профессиональной деятельности / П.А. Байгужин, В.М. Кирсанов, Д.З. Шибкова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7, № 3. – С. 223–240. DOI: 10.15293/2226-3365.1703.14
4. Бартош, Т.П. Функциональное состояние центральной нервной системы девочек 15–17 лет с разным уровнем нервно-психической адаптации / Т.П. Бартош, О.П. Бартош // Вестник психофизиологии. – 2018. – № 1. – С. 114–116.
5. Будук-оол, Л.К. Психофизиологическая и нейродинамическая характеристика студентов Тувинского государственного университета / Л.К. Будук-оол, А.М. Ховалыг, С.К. Сарыг // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-4. – С. 756–759.
6. Леутин, В.П. Адаптационные стратегии и специфика функциональной асимметрии мозга / В.П. Леутин, Е.И. Николаева // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2008. – № 3–4. – С. 12–22.
7. Лопацкая, Ж.Н. Показатели качества жизни студентов медицинского института с различным уровнем тревожности / Ж.Н. Лопацкая, А.Н. Поборский, М.А. Юрина // Вестник СурГУ. Медицина. – 2018. – № 2. – С. 69–73.
8. Мороз, М.П. Методология оценки и прогнозирования работоспособности человека–оператора / М.П. Мороз, И.В. Чубаров // Современные подходы к количественной оценке уровня физического, психического и социального здоровья детей и подростков. – СПб.: ГУП «Петроцентр», 2001. – 80 с.
9. Мороз, М.П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека / М.П. Мороз. – СПб.: ИМАТОН, 2003. – 38 с.
10. Николаева, Е.Н. Физиологическая оценка состояния центральной нервной системы студентов в период учебной деятельности / Е.Н. Николаева, О.Н. Колосова // Наука и образование. – 2017. – № 3 (87). – С. 96–100.
11. Руководство по функциональной межполушарной асимметрии / ред. В.Ф. Фокин,И.Н. Боголепова, Б. Гутник, В.И. Кобрин, В.В. Шульговский. – М.: Научный мир, 2009. – 836 с.
12. Соловьев, В.С. Опыт комплексных исследований в изучении адаптации на Cевере / В.С. Соловьев, О.Г. Литовченко, С.В. Соловьева и др. // Вестник Сургутского государственного университета. – 2016. – № 3. – С. 54–56.
13. Сотникова, В.В. Половые особенности и корреляционные отношения психофизиологических показателей у студентов медицинской специальности / В.В. Сотникова, В.С. Волчек // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2017. – № 5-3 (25). – С. 137–139.
14. Фролова, А.С. Гендерные различия сенсомоторного реагирования студентов медицинского университета с разным типом вегетативной регуляции / А.С. Фролова, К.С. Кротенок // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2018. – № 5-8 (37). – С. 58–63.
15. Шаламова, Е.Ю. Межсистемные взаимосвязи функциональных параметров и психосоциальных характеристик у студентов медицинского вуза на Севере / Е.Ю. Шаламова, В.Р. Сафонова, О.Н. Рагозин и др. // Экология человека. – 2018. – № 1. – С. 29–35.
16. Яковлев, Б.П. Психофизиологическая характеристика уровня работоспособности студентов / Б.П. Яковлев, О.Г. Литовченко // Гигиена и санитария. – 2008. – № 1. – С. 60–63.
17. Gishen, F. Medical Student Resilience: A symposium approach / F. Gishen, D. Peters // The Clinical Teacher. – 2018. – № 15. – P. 1–3.
18. Kostencka, A. Etiopathogenetical and clinical relation of stress and depression / A. Kostencka // Health Sciences. – 2014. – № 4. – P. 222–228.
19. Oztasan, N. Factors associated with health-related quality of life among university students in turkey / N. Oztasan, P. Ozyrek // Mater Sociomed. – 2016. – № 2 (8). – P. 210–214.
References
1. Antipova E.I., Shibkova D.Z. [Working efficiency evaluation of social work specialists according to chronoreflexometry results]. Vestnik psikhofiziologii [Psychophysiology news], 2019, no. 2, pp. 73–79. (in Russ.)2. Baiguzhin P.A. [Factors of productivity of psychophysiological research of the functional condition of the central nervous system at students]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education, Healthcare Service, Physical Education, 2011, no. 26 (243), pp. 131–135. (in Russ.)
3. Baiguzhin P.A., Kirsanov V.M., Shibkova D.Z. [Characteristics of the functional state of the nervous system of students depending on the level of educational and professional activities regulations]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin], 2017, vol. 7, no. 3, pp. 223–240. DOI: 10.15293/2226-3365.1703.14 (in Russ.)
4. Bartosh T.P., Bartosh O.P. [Functional state of the Central nervous system of 15-17-year-old girls with different levels of neuropsychic adaptation]. Vestnik psikhofiziologii [Psychophysiology news], 2018, no. 1, pp. 114–116. (in Russ.)
5. Buduk-ool L.K., Khovalyg A.M., Saryg S.K. [Psychophysiological and neurodynamic characteristics of students of the tuvan state university]. Fundamentalnye issledovaniya [Fundamental research], 2014, no. 12-4, pp. 756–759. (in Russ.)
6. Leutin V.P., Nikolaeva E.I. [Adaptive strategies and specificity of functional asymmetry of the brain]. Psikhologiya obrazovaniya v polikulturnom prostranstve [Educational psychology in polycultural space], 2008, no. 3–4, pp. 12–22. (in Russ.)
7. Lopatskaya Zh.N., Poborskiy A.N., Yurina M.A. [Quality of life indicatorsof medical institute students with different levels of anxiety]. Vestnik SurGU. Meditsina [Vestnik SURGU. Medicina], 2018, no. 2, pp. 69–73. (in Russ.)
8. Moroz M.P., Chubarov I.V. [Methodology for evaluating and predicting human operator performance]. Sovremennye podkhody k kolichestvennoy otsenke urovnya fizicheskogo, psikhicheskogo i sotsialnogo zdorovya detey i podrostkov [Modern approaches to quantifying the level of physical, mental and social health of children and adolescents]. Saint Petersburg, Petrocentr, 2001. 80 p. (in Russ.)
9. Moroz M.P. Ekspress-diagnostika funktsionalnogo sostoyaniya i rabotosposobnosti cheloveka [Express diagnostics of the functional state and health of a person]. Saint Petersburg, Imaton, 2003. 38 p. (in Russ.)
10. Nikolaeva E.N., Kolosova O.N. [Physiological estimation of the state of the central nervous system of students in the period of educational activity]. Nauka i obrazovanie [Science and education], 2017, no. 3 (87). pp. 96–100. (in Russ.)
11. Rukovodstvo po funktsionalnoi mezhpolusharnoi asimmetrii [Functional guide interhemispheric asymmetry]. Ed. Fokin V.F., Bogolepova I.N., Gutnik B. et al. Moscow, Scientific Mir, 2009. 836 p.
12. Solovyev V.S., Litovchenko O.G., Solovyeva S.V., Pogonyshev D.A., Naymushina A.G. [Comprehensive North adaptation studies]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo universiteta [Surgut State University journal], 2016, no. 3, pp. 54–56. (in Russ.)
13. Sotnikova V.V., Volchek V.S. [Sexual characteristics and correlation relations of psychophysiological indicators in medical students]. Aktualnye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire [Actual scientific research in the modern world], 2017, no. 5-8 (37), pp. 137–139. (in Russ.)
14. Frolova A.S., Krotenok K.S. [Gender differences in the sensorimotor response of medical university students with different types of autonomic regulation]. Aktualnye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire [Actual scientific research in the modern world], 2018, no. 5-3 (25), pp. 58–63. (in Russ.)
15. Shalamova E.Yu., Safonova V.R., Ragozin O.N., Radysh I.V., Bochkarev M.V. [Intersystem interrelations of functional parameters and psychosocial characteristics of students of medical university in the North]. Ekologiya cheloveka [Human Ecology], 2018, no. 1, pp. 29–35. (in Russ.)
16. Yakovlev B.P., Litovchenko O.G. [Psychophysiological characteristics of the working capacity of students]. Gigiena i sanitariya [Hygiene and sanitation], 2008, no. 1, pp. 60–63. (in Russ.).
17. Gishen F. Medical Student Resilience: A symposium approach. The Clinical Teacher, 2018, no. 15, pp. 1–3.
18. Kostencka A. Etiopathogenetical and clinical relation of stress and depression. Health Sciences, 2014, no. 4, pp. 222–228.
19. Oztasan N., Ozyrek P. Factors associated with health-related quality of life among university students in turkey. Mater Sociomed, 2016, no. 2(8), pp. 210–214.
Copyright (c) 2020 Психология. Психофизиология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.