ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У МУЖЧИН С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ КОГНИТИВНОЙ НАГРУЗКИ
Аннотация
Обоснование. Ввиду непрерывного возрастания значения информационных технологий во всех сферах жизни общества становится крайне актуальной проблема влияния на человека значительных когнитивных нагрузок, предшествующих формированию информационного стресса. В статье представлен анализ результатов исследований устойчивости к когнитивным нагрузкам мужчин с различным уровнем физической активности, выполненных в 2018–2019 гг. Цель: оценить динамику психофизиологических реакций у мужчин с различным уровнем физической активности в условиях значительной когнитивной нагрузки. Материалы и методы. Оценка степени напряжения регуляторных механизмов проводилась с использованием расчетного индекса функциональных изменений. Моделируемая ситуация нагрузки заключалась в выполнении заданий Горбова – Шульте в условиях дефицита времени, повышенной мотивации и влияния помех. Осуществлялась непрерывная регистрация показателей состояния сосудистого тонуса и кровенаполнения сосудов, частоты сердечных сокращений, электрической активности кожи. Результаты. Установлено, что различный уровень вовлеченности в физкультурно-спортивную деятельность специфически связан с показателями адаптации человека к условиям значительной когнитивной нагрузки. Динамика электрической активности кожи, частоты сердечных сокращений, состояния сосудистого тонуса и кровенаполнения сосудов у лиц с умеренной физической активностью отражает оптимальные реакции на предъявляемые условия нагрузки. Заключение. Лица, систематически занимающиеся физической культурой, в данных условиях имеют более высокий адаптационный потенциал сосудистого звена сердечно-сосудистой системы в сравнении с профессиональными спортсменами и не занимающимися физической культурой и спортом.
Скачивания
Литература
2. Гаврилова, Е.А. Ритмокардиография в спорте: монография / Е.А. Гаврилова. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2014. – 164 с.
3. Егоров, В.А. О комплексном подходе к изучению и профилактике утомления у лиц операторского профиля / В.А. Егоров, В.И. Копанев // Физиологические проблемы утомления и восстановления: тез. докл. – Киев; Черкассы, 1985. – С. 146–147.
4. Зеленина, М.Т. Влияние физической подготовленности на стресс-устойчивость студенток младших курсов / М.Т. Зеленина, И. Русанова, Е.В. Мальчикова // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2009. – № 37. – С. 155–157.
5. Климов, А.С. Общие закономерности психофизиологических реакций организма на воздействие дозированных стрессорных факторов / А.С. Климов, А.П. Булка, К.А. Булка // Психофизиология профессиональной деятельности: Материалы IV Всероссийской науч.-практ. конф. – СПб.: ВМедА, 2012. – С. 212.
6. Копанев, В.И. Методические рекомендации по выявлению утомления и коррекции функционального состояния летчиков-инструкторов авиационных училищ / В.И. Копанев, В.А. Егоров, А.М. Войтенко. – Л., 1987. – 44 с.
7. Матюхин, В.В. Перераспределение уровней активности между функциями ЦНС и ее роль в формировании нервно-психического напряжения при умственной деятельности / В.В. Матюхин // Координация сомато-сенсорных и вегетативных функций при трудовой деятельности: Сб. научных трудов. – Тверь,1994. – С. 32–41.
8. Медведев, В.И. Функциональное состояние операторов / В.И. Медведев // Эргономика: Принципы и рекомендации. Вып. I. − М.: ВНИШ ТЭ, 1970. – С. 127–160.
9. Мойкин, Ю.В. Физиологические основы профилактики перенапряжения / Ю.В. Мойкин, А.И. Киколов, В.И. Тхоревский, Л.Е. Милков. – М.: Медицина, 1987. – 256 с.
10. Сиваченко, И.Б. Разработка и апробация модели воздействия стрессогенными факторами для оценки эмоционального напряжения / И.Б. Сиваченко, А.Е. Ловягина, Д.С. Медведев // Медицина экстремальных ситуаций. – 2019. – № 21(1). – С. 155–162.
11. Сиваченко, И.Б. Стрессоустойчивость мужчин 20–30 лет с различным уровнем физической активности / И.Б. Сиваченко, А.Е. Ловягина, Д.С. Медведев // Вестник спортивной науки. – 2019. – №4. – С. 55–59.
12. Etnier, J.L. A meta-regression to examine the relationship between aerobic fitness and cognitive performance / J.L. Etnier, P.M. Nowell, D.M. Landers, B.A. Sibley // Brain Res. Rev. – 2006. – Vol. 52 (1). – P. 19–130.
13. Grews, D.J. Aerobic physical activity effects on psychological well-being in lowincome Hispanic children / D.J. Grews, M.R. Lochbaum, D.M. Landers // Percept Mot Skills. – 2004. – Vol. 98, № 1. – P. 319–324.
14. Izard, C.E. Four systems of emotion activation: cognitive and no cognitive processes / C.E. Izard // Psychol. Rev. – 1993. – Vol. 100 (1). – P. 69–90.
15. Roth, D. Influence of aerobic exercise training and relaxation tranind on physical and psychologic health following stressful life evens / D. Roth, D. Holmes // Psychosomatic medicine. – 1987. – Vol. 49. – P. 355–365.
16. Smelik, P.G. Adaptation and brain function. / P. G. Smelik // Progr. Brain. – 1987. – Res. 72. – Р. 3–9.
References
1. Bayevsky R.M. [Scientific and theoretical basis of using the analysis of heart rhythm variability to assess the degree of voltage of the regulatory systems of the body]. Kompyuternaya elektrokardiografiya na rubezhe XX–XXI stoletiy: tez. Mezhdunar. simp [Computer electrocardiography at the turn of the XX–XXI centuries. Thesis international sympthium]. Moscow, 1999, p. 116. (in Russ.).2. Gavrilova E.A. Rhytmokardiographiya v sporte [Rhythmokardiography in sport]. St-Petersburg, North West St. Medicine Univ. Publ., 2014. 164 p.
3. Egorov V.A., Kopanev V.I. [On the complex approach to studying and preventing fatigue in the operators profile] Fiziologicheskie problemy utomleniya i vosstanovleniya: Tez. Dokl. [Physiological problems of fatigue and recovery, thesis]. Kiev; Cherkassy, 1985, pp. 146–147. (in Russ.).
4. Zelenina M.T., Rusanov I., Malchikova E.V. [Influence of physical fitness on stress resilience of students of younger courses] Nauchno-medicinskij vestnik Centralnogo Chernozemya [Scientific and medical Bulletin of the Central Chernozem region], 2009, no. 37, pp. 155–157. (in Russ.).
5. Klimov A.S., Bulka A.P., Bulka K.A. [General regularities of psychophysiological reactions of the body on the influence of dosed stress factors]. Psikhofiziologiya professionalnoy deyatelnosti: Materialy IV Vserossiyskoy nauch.-prakt. konf. [Psychophysiology of professional activity: Materials of the IV all-Russian scientific conference]. St. Petersburg 2012 [Saint Petersburg]. 2012, MMA, p. 8. (in Russ.).
6. Kopanev V.I., Egorov V.A., Voitenko A.M. Metodicheskie rekomendatsii po vyyavleniyu utomleniya i korrektsii funktsionalnogo sostoyaniya letchikov-instruktorov aviatsionnykh uchilishch [Methodic recommendations on the detection of fatigue and correction of the functional condition of pilots-instructors of aviation schools]. Leningrad, 1987. 44 p.
7. Matukhin V.V. [Redistribution of levels of activity between the functions of the CNS and its role in the formation of nerve-mental stress in mental activity]. Koordinatsiya somato-sensornykh i vegetativnykh funktsii pri trudovoi deyatelnosti [Coordination of somato-sensory and vegetative functions in labor activity]. Tver, 1994, pp. 32–41 (in Russ.)
8. Medvedev V.I. [Finctional operators state] Ergonomika: Printsipy i rekomendatsii [Ergonomics: Principles and recommendations]. Moscow,1970. Is. 1, pp. 127–160 (in Russ.).
9. Moykin U.V., Kikolov A.I., Tkhorevskiy V.I., Milkov L.Ye. Fiziologicheskie osnovy profilaktiki perenapryazheniya [Physiological basis of overvoltage prevention]. Moscow, Medicine, 1987. 256 p.
10. Sivatchenko I.B., Lovyagina A.Ye., Medvedev D.S. [Development and testing of the impact model by stress-related factors for the evaluation of emotional effort]. Medicina extremalnykh situatsiy [Medicine of extreme situations], 2019, no. 21 (1), pp. 155–162. (in Russ.).
11. Sivatchenko I.B., Lovyagina A.Ye., Medvedev D.S. [Stress resistance of men 20–30 years with different levels of physical activity]. Vestnik sportivnoi nauki [The Bulletin of Sports Science], 2019, no. 4, pp. 55–59. (in Russ.).
12. Etnier J.L., Nowell P.M., Landers D.M., Sibley B.A. A meta-regression to examine the relationship between aerobic fitness and cognitive performance. Brain Res. Rev., 2006, vol. 52 (1), pp. 119–130.
13. Grews D.J., Lochbaum M.R., Landers D.M. Aerobic physical activity effects on psychological well-being in low-income Hispanic children. Percept Mot Skills, 2004, vol. 98, no. 1, pp. 319–324.
14. Izard C.E. Four systems of emotion activation: cognitive and no cognitive processes. Psychol. Rev., 1993, vol. 100 (1), pp. 69–90.
15. Roth D., Holmes D. Influence of aerobic exercise training and relaxation tranind on physical and psychologic health following stressful life evens. Psychosomatic medicine, 1987, vol. 49, pp. 355–365.
16. Smelik P.G. Adaptation and brain function. Progr. Brain, 1987, res. 72, pp. 3–9.
Copyright (c) 2020 Психология. Психофизиология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.