ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ НАНИЗМ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕФОРМАЦИИ ПРИВЯЗАННОСТИ У ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • А. В. Бутякова Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Российская Федерация nastya_07777@mail.ru
  • Ж. С. Тасбулатова Кокшетауский государственный университет имени Шокана Уалиханова (Кокшетау, Казахстан) Zhan_tass@mail.ru
Ключевые слова: привязанность, психосоциальный нанизм, детский дом, приёмная семья, темпы роста, психофизиологическое здоровье

Аннотация

Обоснование. Важной особенностью психосоциального нанизма является его восприимчивость к коррекционным воздействиям. Однако в учреждениях интернатного типа возможно обеспечение лишь внешних условий, гарантирующих физическую безопасность, но не формирующих отношений социальной привязанности. Способом решения проблемы может быть передача ребенка в приемную семью. Цель исследования: рассмотреть феномен психосоциального нанизма в контексте проявления социальной привязанности у детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в разных условиях (в приемных семьях и учреждениях интернатного типа). Гипотеза: поскольку приемная семья создает более благоприятные условия для формирования отношений привязанности, проявления нанизма у детей, воспитывающихся в таких семьях, буду значимо отличаться от проявлений нанизма у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Материалы и методы. Базы исследования: Сандыктауский детский дом (с. Сандыктау, Акмолинская область, Казахстан), Есильский детский дом (г. Есиль, Акмолинская область, Казахстан), приёмные семьи сёл Байтус и Кенащи (Северо-Казахстанская область, Казахстан). Выборка: дети младшего дошкольного возраста, оставшиеся без попечения родителей , воспитывающиеся в детском доме (25 человек) и в приёмной семье (25 человек). Тип привязанности определялся с помощью экспериментальной методики «Завершение историй». Статистическая обработка результатов исследования проводилась посредством вычисления критериев значимости различий Хи2 и Манна – Уитни с использованием пакета Statistica 15.0. Результаты. У детей ОБПР, воспитывающихся в детских домах, показатели типа привязанности при итоговой диагностике имеют незначительные изменения в сравнении с вводной диагностикой. У детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приёмных семьях, показатели типа привязанности имеют ярко выраженную контрастность на итоговой диагностике в сравнении с вводной. Существуют статистически достоверные различия в темпе роста у детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приёмных семьях, и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах. Темп антропометрического развития организма у детей, воспитывающихся в приёмных семьях, более быстрый, чем у детей, воспитывающихся в детских домах.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

А. В. Бутякова , Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Российская Федерация

Магистрант кафедры "Общая психология, психодиагностика и психологическое консультирование"

Ж. С. Тасбулатова , Кокшетауский государственный университет имени Шокана Уалиханова (Кокшетау, Казахстан)

Старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и социальных наук, магистр педагогики

Литература

1. Абросова, Л.М. Настольная книга приемного родителя / Л.М. Абросова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской общественной организации «Врачи детям», 2007. – 128 с.
2. Батуев, А.С. Психофизиология матери и ребёнка: итоги и перспективы / А.С. Батуев, Л.В. Соколова, Л.Н. Станкевич // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2007. – Вып. 4, № 3. – С. 27–43.
3. Блок, О.Г. Организация службы подготовки и сопровождения приёмных семей на базе интернатного учреждения / О.Г. Блок, А.Т. Жаппар, М.С. Маликова. – Караганда: Изд-во Карагандинского государственного
университета им. Е.А. Букетова, 2017. – 92 с.
4. Богачёва, Л.В. Анализ здоровья детей - сирот дошкольного возраста / Л.В. Богачёва, Е.В. Мулик // Слобожанський науково-спортивний вісник. – 2013. – № 3 (36). – С. 5–7.
5. Бриш, К.Х. Терапия нарушений привязанности. От теории к практике / К.Х. Бриш; пер с англ. С.И. Дубинская. – М.: Изд-во Когито-центр, 2012. – 320 с.
6. Варгасова, Т.В. Использование театрализованной игры с позиции здоровьесбережения для укрепления психофизического здоровья ребенка / Т.В. Варгасова // Преемственность в образовании. – 2018. – № 19 (09). –
С. 46–49.
7. Куфтяк, Е.В. Исследование качества жизни детей в контексте привязанности к матери / Е.В. Куфтяк // Медицинская психология в России. – 2018a. – T. 10, № 6. – C. 2. DOI: 10.24411/2219-8245-2018-16020
8. Куфтяк, Е.В. Привязанность к матери и психическое здоровье ребенка / Е.В. Куфтяк // Психологические проблемы современной семьи: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2018b. – С. 726–731.
9. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р.Ж. Мухамедрахимов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2001. – 288 с.
10. Петрановская, Л.В. Дитя двух семей / Л.В. Петрановская. – М.: Изд-во АСТ, 2018. – 224 с.
11. Markosyan, R.L. Childrens Normal and Aberrant growth / R.L. Markosyan, N.N. Volevodz, E.M. Aghajanova // The New Armenian Medical Journal. – 2012. – Vol. 6, № 2. – P. 24–32.
12. Volevodz, N.N. Clinical features of growth hormone deficiency in children / N.N. Volevodz, R.L. Markosyan // The New Armenian Medical Journal. – 2013. – Vol. 7, № 2. – P. 3–46.

References

1. Abrosova, L.M. Nastolnaya kniga priemnogo roditelya [Foster parents Handbook]. Saint-Petersburg, Publishing house of the St. Petersburg public organization «Doctors for children», 2007. 128 p.
2. Batuev A.S., Sokolova L.V., Stankevich L.N. [Psychophysiology of Mother and Infant: Results and Perspectives]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology], 2007, is. 4, no. 3, pp. 27–43. (in Russ.)
3. Blok O.G., Zhappar A.T., Malikova M.S. Organizatsiya sluzhby podgotovki i soprovozhdeniya priemnykh semey na baze internatnogo uchrezhdeniya: metodicheskoe posobie [Organization of the service for training and support of foster families on the basis of a residential institution]. Karaganda, Publishing house of Karaganda State University named after E.A. Buketov, 2017. 92 p.
4. Bogacheva L.V., Mulik E.V. [Analyses of health of children-orphans of preschool age]. Slobozanskij naukovo-sportivnij visnik [Slobozhanskyi herald of science and sport], 2013, no. 3 (36), pp. 5–7.
5. Brish, K.Kh. Terapiya narusheniy privyazannosti. Ot teorii k praktike [Therapy for attachment disorders. From theory to practice]. Moscow, Cogito center publishing house, 2012. 320 p.
6. Vargasova T.V. [Using a theatrical game from the position of health saving to strengthen the childs mental and physical health]. Preemstvennost v obrazovanii [Continuity in education], 2018, no. 19 (09), pp. 46–49. (in Russ.)
7. Kuftyak E.V. [Study of the quality of life of children in the context of attachment to mother]. Medicinskaâ psihologiâ v Rossii [Med. psihol. Ross], 2018a, vol. 10, no. 6, pp. 2. (in Russ.) DOI: 10.24411/2219-8245-2018-16020
8. Kuftyak E.V. [Attachment to the mother and the childs mental health]. Psikhologicheskie problemy sovremennoy semi. VIII mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Psychological problems of the modern family: Materials of the VIII international scientific and practical conference]. Yekaterinburg, 2018b, pp. 726–731. (in Russ.)
9. Mukhamedrakhimov R.Zh. Mat i mladenets: psikhologicheskoe vzaimodeystvie [Mother and baby: psychological interaction]. Saint-Petersburg, Publishing house of Saint Petersburg University, 2001. 288 p.
10. Petranovskaya L.V. Ditya dvukh semey [Child of two families]. Moscow, Publishing house AST, 2018. 224 p.
11. Markosyan R.L., Volevodz N.N., Aghajanova E.M. Childrens normal and aberrant growth. The New Armenian Medical Journal, 2012, no. 6 (2), pp. 24–32.
12. Volevodz N.N., Markosyan R.L. Clinical features of growth hormone deficiency in children. The New Armenian Medical Journal, 2013, vol. 7, no. 2, pp. 43–46.
Опубликован
2020-05-14
Как цитировать
Бутякова, А., & Тасбулатова, Ж. (2020). ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ НАНИЗМ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕФОРМАЦИИ ПРИВЯЗАННОСТИ У ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. Психология. Психофизиология, 13(1), 70-78. https://doi.org/10.14529/jpps200108
Раздел
Социальная психология, политическая и экономическая психология