ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ НАНИЗМ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕФОРМАЦИИ ПРИВЯЗАННОСТИ У ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Аннотация
Обоснование. Важной особенностью психосоциального нанизма является его восприимчивость к коррекционным воздействиям. Однако в учреждениях интернатного типа возможно обеспечение лишь внешних условий, гарантирующих физическую безопасность, но не формирующих отношений социальной привязанности. Способом решения проблемы может быть передача ребенка в приемную семью. Цель исследования: рассмотреть феномен психосоциального нанизма в контексте проявления социальной привязанности у детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в разных условиях (в приемных семьях и учреждениях интернатного типа). Гипотеза: поскольку приемная семья создает более благоприятные условия для формирования отношений привязанности, проявления нанизма у детей, воспитывающихся в таких семьях, буду значимо отличаться от проявлений нанизма у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Материалы и методы. Базы исследования: Сандыктауский детский дом (с. Сандыктау, Акмолинская область, Казахстан), Есильский детский дом (г. Есиль, Акмолинская область, Казахстан), приёмные семьи сёл Байтус и Кенащи (Северо-Казахстанская область, Казахстан). Выборка: дети младшего дошкольного возраста, оставшиеся без попечения родителей , воспитывающиеся в детском доме (25 человек) и в приёмной семье (25 человек). Тип привязанности определялся с помощью экспериментальной методики «Завершение историй». Статистическая обработка результатов исследования проводилась посредством вычисления критериев значимости различий Хи2 и Манна – Уитни с использованием пакета Statistica 15.0. Результаты. У детей ОБПР, воспитывающихся в детских домах, показатели типа привязанности при итоговой диагностике имеют незначительные изменения в сравнении с вводной диагностикой. У детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приёмных семьях, показатели типа привязанности имеют ярко выраженную контрастность на итоговой диагностике в сравнении с вводной. Существуют статистически достоверные различия в темпе роста у детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приёмных семьях, и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах. Темп антропометрического развития организма у детей, воспитывающихся в приёмных семьях, более быстрый, чем у детей, воспитывающихся в детских домах.
Скачивания
Литература
2. Батуев, А.С. Психофизиология матери и ребёнка: итоги и перспективы / А.С. Батуев, Л.В. Соколова, Л.Н. Станкевич // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2007. – Вып. 4, № 3. – С. 27–43.
3. Блок, О.Г. Организация службы подготовки и сопровождения приёмных семей на базе интернатного учреждения / О.Г. Блок, А.Т. Жаппар, М.С. Маликова. – Караганда: Изд-во Карагандинского государственного
университета им. Е.А. Букетова, 2017. – 92 с.
4. Богачёва, Л.В. Анализ здоровья детей - сирот дошкольного возраста / Л.В. Богачёва, Е.В. Мулик // Слобожанський науково-спортивний вісник. – 2013. – № 3 (36). – С. 5–7.
5. Бриш, К.Х. Терапия нарушений привязанности. От теории к практике / К.Х. Бриш; пер с англ. С.И. Дубинская. – М.: Изд-во Когито-центр, 2012. – 320 с.
6. Варгасова, Т.В. Использование театрализованной игры с позиции здоровьесбережения для укрепления психофизического здоровья ребенка / Т.В. Варгасова // Преемственность в образовании. – 2018. – № 19 (09). –
С. 46–49.
7. Куфтяк, Е.В. Исследование качества жизни детей в контексте привязанности к матери / Е.В. Куфтяк // Медицинская психология в России. – 2018a. – T. 10, № 6. – C. 2. DOI: 10.24411/2219-8245-2018-16020
8. Куфтяк, Е.В. Привязанность к матери и психическое здоровье ребенка / Е.В. Куфтяк // Психологические проблемы современной семьи: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2018b. – С. 726–731.
9. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р.Ж. Мухамедрахимов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2001. – 288 с.
10. Петрановская, Л.В. Дитя двух семей / Л.В. Петрановская. – М.: Изд-во АСТ, 2018. – 224 с.
11. Markosyan, R.L. Childrens Normal and Aberrant growth / R.L. Markosyan, N.N. Volevodz, E.M. Aghajanova // The New Armenian Medical Journal. – 2012. – Vol. 6, № 2. – P. 24–32.
12. Volevodz, N.N. Clinical features of growth hormone deficiency in children / N.N. Volevodz, R.L. Markosyan // The New Armenian Medical Journal. – 2013. – Vol. 7, № 2. – P. 3–46.
References
1. Abrosova, L.M. Nastolnaya kniga priemnogo roditelya [Foster parents Handbook]. Saint-Petersburg, Publishing house of the St. Petersburg public organization «Doctors for children», 2007. 128 p.2. Batuev A.S., Sokolova L.V., Stankevich L.N. [Psychophysiology of Mother and Infant: Results and Perspectives]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology], 2007, is. 4, no. 3, pp. 27–43. (in Russ.)
3. Blok O.G., Zhappar A.T., Malikova M.S. Organizatsiya sluzhby podgotovki i soprovozhdeniya priemnykh semey na baze internatnogo uchrezhdeniya: metodicheskoe posobie [Organization of the service for training and support of foster families on the basis of a residential institution]. Karaganda, Publishing house of Karaganda State University named after E.A. Buketov, 2017. 92 p.
4. Bogacheva L.V., Mulik E.V. [Analyses of health of children-orphans of preschool age]. Slobozanskij naukovo-sportivnij visnik [Slobozhanskyi herald of science and sport], 2013, no. 3 (36), pp. 5–7.
5. Brish, K.Kh. Terapiya narusheniy privyazannosti. Ot teorii k praktike [Therapy for attachment disorders. From theory to practice]. Moscow, Cogito center publishing house, 2012. 320 p.
6. Vargasova T.V. [Using a theatrical game from the position of health saving to strengthen the childs mental and physical health]. Preemstvennost v obrazovanii [Continuity in education], 2018, no. 19 (09), pp. 46–49. (in Russ.)
7. Kuftyak E.V. [Study of the quality of life of children in the context of attachment to mother]. Medicinskaâ psihologiâ v Rossii [Med. psihol. Ross], 2018a, vol. 10, no. 6, pp. 2. (in Russ.) DOI: 10.24411/2219-8245-2018-16020
8. Kuftyak E.V. [Attachment to the mother and the childs mental health]. Psikhologicheskie problemy sovremennoy semi. VIII mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Psychological problems of the modern family: Materials of the VIII international scientific and practical conference]. Yekaterinburg, 2018b, pp. 726–731. (in Russ.)
9. Mukhamedrakhimov R.Zh. Mat i mladenets: psikhologicheskoe vzaimodeystvie [Mother and baby: psychological interaction]. Saint-Petersburg, Publishing house of Saint Petersburg University, 2001. 288 p.
10. Petranovskaya L.V. Ditya dvukh semey [Child of two families]. Moscow, Publishing house AST, 2018. 224 p.
11. Markosyan R.L., Volevodz N.N., Aghajanova E.M. Childrens normal and aberrant growth. The New Armenian Medical Journal, 2012, no. 6 (2), pp. 24–32.
12. Volevodz N.N., Markosyan R.L. Clinical features of growth hormone deficiency in children. The New Armenian Medical Journal, 2013, vol. 7, no. 2, pp. 43–46.
Copyright (c) 2020 Психология. Психофизиология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.