ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТИПИЧНЫЕ СЛОЖНОСТИ
Аннотация
Обоснование. Современная наука испытывает необходимость в обосновании замещающей семьи как психолого-педагогического феномена. Одной из причин возникновения такого научного интереса можно назвать политику деинституционализации – государственную политику развития семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, акцентирующую внимание на личности потенциальных родителей, ценности материнства, отцовства и детства. Цель: выявление структурнофункциональных особенностей замещающей семьи и типичных сложностей, возникающих у нее в процессе взаимодействия с приемным ребенком. Материалы и методы. 1. В исследовании приняло участие 100 родителей, взявших на воспитание детей и участвующих в мониторинговом сопровождении замещающих семей со стороны специалистов социальных служб, которые имеют высшее образование, состоят в браке, средний возраст – 40 лет, имеют не более двух кровных детей; у приемных детей имеются кровные родственники; исследование проводилось в течение года. 2. Использовалось сочинение «Я – родитель». 3. Применялись методы математической статистики с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.0 for Windows для обработки данных контент-анализа текста. Результаты. Обозначены структурно-функциональные особенности замещающей семьи: открытые внешние границы, открытое циркулирование информации, отсутствие полярности в характеристике внутрисемейных эмоциональных связей, большое количество специфических (ненормативных) задач, требующих разрешения в родительской системе, необходимость заботы о ребенке без обоюдно сложившейся привязанности, комплекс вины у родителей из-за неудовлетворенности результатами своей воспитательной деятельности,
организация контакта ребенка с кровными родственниками, появление сиблинговой подсистемы; выявлен ряд типичных сложностей в процессе функционирования замещающих семей. Заключение. Исходя из степени выраженности типичных сложностей в выборке респондентов, авторам удалось зафиксировать факты, которые препятствуют эффективному функционированию замещающей семьи как воспитательного института.
Скачивания
Литература
2. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
3. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга. – СПб.: Речь, 2001. – 142 с.
4. Васягина, Н.Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве: монография / Н.Н. Васягина; Урал. гос. ун-т. – Екатеринбург, 2013. – 309 с.
5. Лодкина, Т.В. Защита семьи / Т.В. Лодкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.
6. Мазурчук, Е.О. Дисфункциональная семья как объект отечественных и зарубежных исследований / Е.О. Мазурчук // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2017. – № 1 (9). – С. 23–28.
7. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. – М.: Генезис, 2006. – 368 с.
8. Ткаченко, И.В. Формирование психологической готовности кандидатов в замещающие родители к приему ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью / И.В. Ткаченко, М.Ю. Яготинцева // Социальнопсихологические проблемы современной семьи: сб. статей VIII Всероссийской (с междунар. участием) науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (27–28 сентября 2018 г.) / под общ. ред. И.В. Ткаченко. – Армавир: Научно-издательский центр «Логос», 2018. – С. 142–145.
9. Шнейдер, Л.Б. Современная семейная проблематика в социокультурном контексте / Л.Б. Шнейдер // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социо-культурного пространства: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (26 апреля 2012 г.). – Екатеринбург: УрГПУ, 2012. – 231 с.
10. Шульга, Т.И. Особенности взаимодействия в замещающих семьях / Т.И. Шульга // Проблема личности в контексте современной социальной ситуации развития детей, подростков и молодежи: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. X Левитовские чтения в МГОУ. – М., 2016. – С. 104–106.
11. Emison, P.A. Growing with the grain: dynamic families shaping history from ancient times to the present: a book for readers across generations / P.A. Emison. – New Hampshire: Lady Illyria Press, 2005. – 321 p.
12. Mazurchuk, E.O. Training Biological Family in the Process of Implementation of the Program of Psychological and Pedagogical Support / E.O. Mazurchuk, G.G. Parfilova, K.R. Suvorova // International Journal of Environmental & Science
Education. – 2016. – № 11 (3). – P. 217–224.
13. Palasios, J. Parents ideals about the development and education of their children: Answers to some questions / J. Palasios // International Journal of Behavioral Development. – 2008. – № 13. – P. 137–155.
14. Thornton, A. Reading history sideways: the fallacy and enduring impact of the developmental paradigm on family life / A. Thornton. – Chicago: University of Chicago press, 2005. – 312 p.
15. Winnicott, D.W. The family and individual development / D.W. Winnicott. – London: Penguin, 2008. – 389 p.
References
1. Ananev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya. [Man as a subject of knowledge]. St. Petersburg, Piter. 2001. 288 p.2. Boulbi Dzh. Privyazannost [Attachment]. Moscow, Gardariki. 2003. 477 p.
3. Varga A.Ya. Sistemnaya semeynaya psikhoterapiya [System family psychotherapy]. St. Petersburg, Rech, 2001. 142 p.
4. Vasyagina N.N. Sub"ektnoe stanovlenie materi v sovremennom sotsiokulturnom prostranstve [The subject formation of the mother in the modern sociocultural space]. Yekaterinburg, Ural State University, 2013. 309 p.
5. Lodkina T.V. Zashchita semi [Family Protection]. Moscow, Publishing Center Academy. 2009. 208 p.
6. Mazurchuk E.O. [Dysfunctional family as an object of domestic and foreign research]. Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya [Bulletin of the Saratov regional institute of education development], 2017, no. 1 (9), pp. 23–28. (in Russ.).
7. Oslon V.N. Zhizneustroystvo detey-sirot: professionalnaya zameshchayushchaya semya [Life structure of orphans: professional replacement family]. Moscow, Genesis, 2006. 368 p.
8. Tkachenko I.V., Yagotintseva M.Yu. [Formation of psychological readiness of candidates for replacement parents to receive an orphan child or a child left without parental care in a family] Sotsialno-psikhologicheskie problemy sovremennoy semi: sb. statey VIII Vserossiyskoy (s mezhdunar. uchastiem) nauch.-praktich. konf. (27–28 sentyabrya 2018 g.) [Socio-psychological problems of a modern family: Articles VIII of the All-Russian (with international participation) scientific conferences (September 27–28, 2018)]. Armavir, Scientific and Publishing Center “Logos”. 2018, pp. 142–145 (in Russ.).
9. Schneider L.B. [Contemporary Family Issues in Sociocultural Context]. Psikhologopedagogicheskoe
soprovozhdenie semi v realiyakh sovremennogo sotsiokulturnogo prostranstva: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (26 aprelya 2012 г.) [Psycho-Pedagogical Support of the Family in the Realities of Modern Sociocultural Space: Materials of the International Scientific and Practical Conference (on April 26, 2012)]. Yekaterinburg, Ural State Pedagogical University, 2012. 231 p. (in Russ.).
10. Shulga T.I. [Features of Interaction in Replacement Families]. Problema lichnosti v kontekste sovremennoy sotsialnoy situatsii razvitiya detey, podrostkov i molodezhi: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. X Levitovskie chteniya v MGOU [Personality Problem in the Context of the Modern Social Situation of Development of Children, Adolescents and Youth. Materials of the International Scientific and Practical Conference X Levit readings at Moscow State Regional University]. Moscow, MSRU. 2016, pp. 104–106 (in Russ.).
11. Emison P.A. Growing with the grain: dynamic families shaping history from ancient times to the present: a book for readers across generations. New Hampshire, Lady Illyria Press, 2005. 321 p.
12. Mazurchuk E.O., Parfilova G.G., Suvorova K.R. Training Biological Family in the Process of Implementation of the Program of Psychological and Pedagogical Support. International Journal of Environmental & Science Education, 2016, no. 11 (3), pp. 217–224.
13. Palasios J. Parents ideals about the development and education of their children: Answers to some questions. International Journal of Behavioral Development, 2008, no. 13, pp. 137–155.
14. Thornton A. Reading history sideways: the fallacy and enduring impact of the developmental paradigm on family life. Chicago, University of Chicago press, 2005. 312 p.
15. Winnicott D.W. The family and individual development. London, Penguin, 2008. 389 p.
Copyright (c) 2020 Психология. Психофизиология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.