ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

  • Е. А. Лихачёва Южно-Уральский государственный медицинский университет, Челябинск, Российская Федерация http://orcid.org/0000-0001-6402-0391 lihacheva_elena@bk.ru
  • О. А. Шумакова Южно-Уральский государственный медицинский университет, Челябинск, Российская Федерация http://orcid.org/0000-0001-9928-0548 olgash37@yandex.ru
Ключевые слова: ценностно-смысловые предпочтения, смысложизненные ориентации, ценностные ориентации, ранняя и поздняя юность, студенты

Аннотация

Обоснование. В контексте мировоззренческих трансформаций, которыми насыщено наше динамичное время, особую актуальность приобретают вопросы ценностно-смысловых предпочтений личности. Особо значимыми эти вопросы являются в юношеский период онтогенеза. Осознание молодыми людьми своих ценностно-смысловых предпочтений позволяет им выстроить собственную траекторию поведения. Цель исследования: изучение ценностно-смысловых предпочтений в юношеском возрасте (на примере студентов, обучающихся
в высшем учебном заведении). Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты Челябинского государственного университета, Южно-Уральского государственного медицинского университета и Южно-Уральского государственного гуманитарно-
педагогического университета в возрасте 17–22 лет, обучающиеся на первом и четвертом-пятом (выпускном) курсах, в количестве 100 человек, из них 60 девушек и 40 юношей. Использовались психодиагностические методики: «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Для проверки значимости различий в выборках исследования использовался t-критерий Стьюдента для независимых выборок, хи-квадрат критерия Пирсона, корреляционный анализ с вычислением коэффициента корреляции r-Спирмена с использованием пакета статистических программ IBM SPSS STATISTICS v.23. Результаты. Установлено, что показатели теста смысложизненных ориентаций на первом курсе несколько выше, чем на четвертом-пятом курсе, при этом показатели у девушек выше, чем у юношей. Преобладающий интерес вызывают ценности личной жизни и индивидуалистические ценности, при этом абстрактные и конформистские ценности не являются особо значимыми для юношей и девушек данных выборок. Заключение. Полученные данные позволяют судить о различных предпочтениях ценностно-смысловой сферы личности в ранней и поздней юности. Ценностно-смысловые предпочтения определяются честностью и смелостью в отстаивании своего мнения, в определении цели жизни, в понимании личной ответственности за свою жизнь и ее результаты.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Е. А. Лихачёва , Южно-Уральский государственный медицинский университет, Челябинск, Российская Федерация

Старший преподаватель кафедры биологии

О. А. Шумакова , Южно-Уральский государственный медицинский университет, Челябинск, Российская Федерация

Доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии

Литература

1. Асмолов, А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.
2. Большедворская, М.В. Исследование смысловой реальности современных студентов / М.В. Большедворская // Педагогический ИМИДЖ. – 2018. – № 1 (38). – С. 194–206.
3. Карелина, А.А. Психологические тесты / А.А. Карелина. – М., 2000. – С. 25–29.
4. Куриленко, Ю.А. Смысловая сфера как структурный элемент личности / Ю.А. Куриленко // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2014. – № 2(57). – С. 20–23.
5. Левкова, Т.В. Система жизненных смыслов китайских и российских студентов: возможности соприкосновения и обогащения / Т.В. Левкова // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 6 (73). – С. 389–391.
6. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2006. – 18 с.
7. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2009. – 511 с.
8. Лобза, О.В. Ценностные и смысложизненные ориентации современных российских студентов / О.В. Лобза, И.В. Конончук, Е.В. Эгамбердиева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 11 (2). – С. 300–304.
9. Лэнгле, А. Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни / А. Лэнгле. – М.: Генезис, 2016. – 144 с.
10. Малютина, Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте / Т.В. Малютина // Омский научный вестник. – 2014. – № 2 (126). – С. 129–133.
11. Петухова, И.А. Смысложизненные ориентации студентов как показатель личностного и профессионального взросления / И.А. Петухова, А.С. Пешкова // Третья Всеросс. науч.-практ. конф. по психологии развития: сб. тез. – 2011. – С. 280–281.
12. Фоменков, А.И. Трансформация смысложизненных ориентаций студентов в контексте формирования у них компетенций будущих социологов / И.А. Фоменков // Социальные трансформации. – 2016. – № 26. – С. 122–131.
13. Чудновский, В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды / В.Э. Чудновский. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. – 768 с.
14. Adler, A. The Science of Living / A. Adler. – Meredith Press, 2011. – 173 p.
15. Baumann, N. Why people do the things they do: building on julius kuhls contributions to the psychology of motivation and volition / N. Baumann, M. Kazén, M. Quirin, S.L. Koole // Hogrefe Publishing. – 2018. – 433 p.
16. Baumeister, R.F. Strength model of self-regulation as limited resource: assessment, controversies, update / R.F. Baumeister, K.D. Vohs // Advances in Experimental Social Psychology. – 2016. – Vol. 54. – P. 67–127. DOI: 10.1177/1745691617716946
17. Fan, J. The role of thinking styles in career decision-making self-efficacy among university students / J. Fan // Thinking Skills and Creativity. – 2016. – Vol. 20. – P. 63–73. DOl: 10.1016/j.tsc.2016.03.001
18. Frankl, V. Mans search for meaning / V. Frankl. – Beacon Press, 2006. – 184 р.
19. Funk, R. Life Itself is an Art: The life and work of Erich Fromm (Psychoanalytic Horizons) / R. Funk. – Bloomsbury Academic, 2019. – 208 р.
20. Maslow, A. Toward a Psychology of Being / A. Maslow. – Sublime Books, 2014. – 182 р.
21. Mello, Z.R. The past, the present, and the future: A conceptual model of time perspective in adolescence / Z.R. Mello, F.C. Worrell // Time Perspective Theory; Review, Research and Application: Essays in Honor of P.G. Zimbardo. – 2015. – P. 115–129.

References

1. Asmolov A.G. Psikhologiya lichnosti. Printsipy obshchepsikhologicheskogo analiza [Psychology of Personality. The principles of general psychological analysis]. Moscow, Sense, 2001, 416 p. (in Russ.).
2. Bolshedvorskaya M.V. [Research of the modern students the conceptual reality]. Pedagogicheskiy IMIDZH [Pedagogical IMAGE], 2018, no. 1 (38), pp. 194–206. (in Russ.)
3. Karelina A.A. Psychological tests. Moscow, 2000, pp. 25–29 (in Russ.)
4. Kurilenko Yu.A. [The Sphere of Senses as a Structural Element of Personality] Psihopedagogika v pravookhranitelnykh organakh [Psychopedagogy in law enforcement], 2014, no. 2 (57), pp. 20–23 (in Russ.)
5. Levkova T.V. [The system of the meanings of life of chinese and russian students: possible ways of contact and enrichment]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya [The world of science, culture and education], 2018, no. 6 (73), pp. 389–391 (in Russ.).
6. Leontyev D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsiy [Life value orientation test]. Moscow, Smysl, 2006, 18 p. (in Russ.)
7. Leontiev D.A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy realnosti [The psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality]. Moscow, Sense, 2009, 511 p. (in Russ.)
8. Lobza, O.V. [Valuable and meaning-life orientations of modern Russian students] Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Research], 2017, no. 11 (2), pp. 300–304. (in Russ.)
9. Langley A. Zhizn, napolnennaya smyslom. Logoterapiya kak sredstvo okazaniya pomoshchi v zhizni [A life filled with meaning. Logotherapy as a means of helping in life]. Moscow, Genesis, 2016, 144 p. (in Russ.)
10. Malyutina T.V. [Psychological and psychophysiological peculiarities of adolescence (student age) development]. Omskiy Nauchnyy Vestnik [The Journal Omsk Scientific Bulletin], 2014, no. 2 (126), pp. 129–133.
11. Petukhova I.A., Peshkova A.S. Smyslozhiznennye orientatsii studentov kak pokazatel lichnostnogo i professionalnogo vzrosleniya [Sense-of-life orientations of students as an indicator of personal and professional maturity] Tretya Vseross. nauch.-praktich. konf. po psikhologii razvitiya [Third allrussian scientific and practical conference on development psychology]. Moscow, 2011, pp. 280–281 (in Russ.).
12. Fomenkov A.I. [Transformation of life orientations of students in the context of the formation of their future sociologists competencies] Sotsialnye transformatsii [Social transformations], 2016, no. 26, pp. 122–131. (in Russ.).
13. Chudnovsky V.E. Stanovlenie lichnosti i problema smysla zhizni: Izbrannye trudy [The formation of personality and the problem of the meaning of life: Selected Works]. Moscow, Publishing house of the Moscow Psychological and Social Institute, 2006, 768 p. (in Russ.).
14. Adler A. The Science of Living. Meredith Press, 2011, 173 p.
15. Baumann N., Kazén M., Quirin M., Koole S.L. Why people do the things they do: building on julius kuhls contributions to the psychology of motivation and volition. Hogrefe Publishing, 2018, 433 p.
16. Baumeister R.F., Vohs K.D. Strength model of self-regulation as limited resource: assessment, controversies, update. Advances in Experimental Social Psychology, 2016, vol. 54, pp. 67–127. DOI: 10.1177/1745691617716946
17. Fan J. The role of thinking styles in career decision-making self-efficacy among university students. Thinking Skills and Creativity, 2016, vol. 20, pp. 63–73. DOl: 10.1016/j.tsc.2016.03.001
18. Frankl V. Mans search for meaning. Beacon Press, 2006, 184 р.
19. Funk R. Life itself is an art: the life and work of Erich Fromm (Psychoanalytic Horizons). Bloomsbury Academic, 2019, 208 р.
20. Maslow A. Toward a Psychology of Being. Sublime Books, 2014, 182 р.
21. Mello Z.R., Worrell F.C. The past, the present, and the future: A conceptual model of time perspective in adolescence Time Perspective Theory; Review, Research and Application: Essays in Honor of P.G. Zimbardo, 2015, pp. 115–129. DOI: 10.1007/978-3-319-07368-2_7
Опубликован
2020-05-14
Как цитировать
Лихачёва, Е., & Шумакова, О. (2020). ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ. Психология. Психофизиология, 13(1), 54-61. https://doi.org/10.14529/jpps200106
Раздел
Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред