ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ
Аннотация
Обоснование. В статье рассматриваются психологические особенности протекания адаптационного процесса у студентов первого курса на начальном этапе обучения в вузе. Выделяются основные критерии, свидетельствующие об успешном или отрицательном протекании процесса адаптации. Теоретической основой исследования выступили концепции, описывающие представления об особенностях приспособления человека к изменяющимся условиям окружающей среды как динамичного процесса, а также психологические подходы, раскрывающие специфические аспекты адаптации личности в процессе ее включения в систему сложных социальных отношений нового типа. Цель. Изучение особенностей протекания адаптационного процесса студентов на начальном этапе обучения в вузе посредством проведения психодиагностического исследования для возможностей нивелирования негативных тенденций в привыкании к новым жизненным условиям. Материалы и методы исследования. Специфика реагирования на условия организации образовательного процесса и привыкание студентов определялась посредством проведения психодиагностического исследования уровня выраженности субъективного благополучия, коммуникативной толерантности, мотивации обучения в вузе, моральной нормативности поведения, а также нервно-психической устойчивости. Выборку составили студенты технических и гуманитарных специальностей (численность 284 человека) в возрасте от 17 лет до 21 года. Результаты. Установлен ряд закономерностей, главными из которых являются высокая толерантность в общении, ориентация на соблюдение правил и промежуточный тип мотивации к обучению, также выявлены различия в выраженности изучаемых признаков у студентов – юношей и девушек. Заключение. Освоение студентами первого курса компонентов нового социального пространства – образовательной среды высшего образования – возможно при активации всех механизмов адаптации. Характер протекания адаптации можно оценить через наблюдение за поведением студента в коллективе, а также посредством проведения диагностики эмоционального переживания, нервного напряжения, уровня выраженности субъективного благополучия, коммуникативных особенностей, что создает основу для психолого-педагогического сопровождения профессионального становления молодых специалистов.
Скачивания
Литература
2. Дмитриева, И.С. Мотивация – как фундамент здорового образа жизни / И.С. Дмитриева, И.И. Соболева, Е.В. Соболева // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. – 2017. – Т. 2, № 1 (16). – С. 55–57.
3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.
4. Корнилова, А.Г. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников в университете / А.Г. Корнилова, С.Ф. Петрова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62-2. – С. 128–131.
5. Кузьмина, В.М. Особенности социально-психологической адаптации студентов в вузе: дис. … канд. психол. наук / В.М. Кузьмина. – Курск, 2006. – 176 с.
6. Леньков, С.Л. Статистические методы в психологии / С.Л. Леньков, Н.Е. Рубцова. – М.: Изд-во «Юрайт», 2019. – 311 с.
7. Леньков, С.Л. Теория и практика психолого-педагогического сопровождения профессионального становления молодежи / С.Л. Леньков, Н.Е. Рубцова // Педагогика. – 2017. – № 1. – С. 31–41.
8. Налчаджан, А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы и стратегии) / А.А. Налчаджан. – Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. – 264 с.
9. Одегов, Ю.Г. Мотивация персонала / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко, С.Н. Апенько, А.И. Мерко. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2010. – 640 с.
10. Рыльская, Е.А. Коммуникация как средство реализации жизнеспособности человека // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 653.
11. Седин, В.И. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты / В.И. Седин, Е.В. Леонова // Высшее образование в России. – 2009. – № 7. – С. 83–89.
12. Селигман, М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / М. Селигман. – М.: Изд-во «София», 2006. – 368 с.
13. Смирнов, А.А. Психология вузовской адаптации / А.А. Смирнов, Н.Г. Живаев. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. – 114 с.
14. Соболева, Е.В. Субъективные факторы психической адаптации студентов в новой личностно значимой социальной ситуации / Е.В. Соболева // Психология обучения. – 2014. – № 6. – С. 74–80.
15. Соколова, Е.С. Структурный подход к пониманию мотивации социальной активности молодежи / Е.С. Соколова // Педагогика и психология. – 2008. – № 2. – http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/2/ (дата обращения 11.12.2019).
16. Тухватуллина, С.Ю. Обзор ключевых принципов, механизмов и барьеров профессионального саморазвития личности / С.Ю. Тухватуллина, О.А. Шумакова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 1 (50). – С. 200–203.
17. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М., Изд-во Института психотерапии, 2009. – 390 с.
18. Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие и ценностно-смысловые образования личности в профессиональной сфере / Р.М. Шамионов // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2006. – Т.6, вып. 1-2. – С. 104–109.
19. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2002. – 538 с.
20. Шолохова, Г.П. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности / Г.П. Шолохова, И.В. Чикова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2014. – № 3 (164). – С. 103–107.
21. Hartmann, H. Ego psychology and the problem of adaptation / Organization and pathology of thought: selected sources / H. Hartmann / Ed. by D. Rapaport. – New York: Columbia University Press, 1951. – P. 362–396.
22. Hicks, R.E. The big five, type a personality, and psychological well-being / R.E. Hicks, Y.P. Mehta // International Journal of Psychological Studies. – 2018. – Vol. 10 (1). – Р. 49–58.
23. Hietalahti, M. Relationships between personality traits and values in middle aged men and women / M. Hietalahti, A. Tolvanen, L. Pulkkinen, K. Kokko // The Journal of Happiness& Well-Being. – 2018. – Vol. 6 (1). – Р. 18–32.
24. Mechanic, D. Students under stress: a study in the social psychology of adaptation / D. Mechanic. – New York: Free Press, 1962. – 231 p.
25. Parsons, F. Choosing a vocation / F. Parsons. – Boston, MA: Houghton Mifflin Company, 1909. – 165 p.
26. Roddenberry, E.W. Achieving Professionalism / E.W. Roddenberry // Journal of Criminal Law and Criminology. – 1953. – Vol. 44 (1). – P. 109–115.
27. Sek, H. Life stress in various domains and perceived effectiveness of social support / H. Sek // Polish Psychol. Bull. – 1991. – Vol. 23, № 3. – P. 151–161.
28. Vaillant, G.E. Adaptation to life / G.E. Vaillant. – Boston; Toronto: Little, Brown, 1977. – 396 p.
References
1. Gaponova S.A. [Features of adaptation of students in the learning process]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal], 1994, vol. 15, no. 3, pp. 131–135.2. Dmitrieva I.S., Soboleva I.I., Soboleva E.V. [Motivation – as the foundation healthy lifestyles]. Vestnik soveta molodykh uchenykh i spetsialistov Chelyabinskoy oblasti [Bulletin of the Council of young scientists and specialists of the Chelyabinsk region], 2017, vol. 2, no. 1 (16), pp. 55–57.
3. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Rostov-on-Don, Phoenix, 1997. 480 p.
4. Kornilova A.G., Petrova S.F. [Social and psychological adaptation of first year students in the university]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2019, no. 62-2, pp. 128–131.
5. Kuzmina V.M. Osobennosti sotsialno-psikhologicheskoy adaptatsii studentov v vuze: dis. … kand. psikhol. nauk [Features of socio-psychological adaptation of students in higher education. Cand. Sci. diss.]. Kursk, 2006. 176 p.
6. Lenkov S.L., Rubtsova N.E. Statisticheskie metody v psikhologii [Statistical methods in psychology]. Moscow, Yurayt Publishing House, 2019. 311 p.
7. Lenkov S.L., Rubtsova N.E. [Theory and practice of psychological and pedagogical support of professional formation of young people]. Pedagogika [Pedagogics], 2017, no. 1, pp. 31–41.
8. Nalchadzhan A.A. Sotsialno-psikhologicheskaya adaptatsiya lichnosti (formy i strategii) [Sociopsychological adaptation of the individual (forms and strategies)]. Erevan, Ed. AS ArmSSR, 1988. 264 p.
9. Odegov Y.G., Rudenko G.G., Apenko S.N., Merko A.I. Motivatsiya personala [Motivation]. Moscow, Alfa-Press Publishing House, 2010. 640 p.
10. Rylskaya E.A. [Communication as a mean of person′s vital ability realizing]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, no. 3, p. 653.
11. Sedin V.I., Leonova E.V. [First-year students adaptation to educational process: psychological aspects]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2009, no. 7, pp. 83–89.
12. Seligman M. Novaya pozitivnaya psikhologiya: Nauchnyy vzglyad na schaste i smysl zhizni [New positive psychology: a Scientific view of happiness and the meaning of life]. Moscow, Sofia Publishing House, 2006. 368 p.
13. Smirnov A.A., Zhivaev N.G. Psychology of University adaptation [Psikhologiya vuzovskoy adaptatsii]. Yaroslavl, Yaroslavl State University, 2009. 114 p.
14. Soboleva E.V. [Subjective factors of mental adaptation in a new situation meaningful social]. Psikhologiya obucheniya [Psychology of learning], 2014, no. 6, pp. 74–80.
15. Sokolova E.S. [Structural approach to understanding the motivation of social activity of youth]. Pedagogika i psikhologiya [Pedagogy and psychology], 2008, no. 2, URL: http://www.zpujournal.ru/e-zpu/2008/2/ (accessed 11.12.2019).
16. Tukhvatullina S.Yu., Shumakova O.A. [An overview of key principles, mechanisms and barriers of professional self-development]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya [The world of science, culture and education], 2015, no. 1 (50), pp. 200–203.
17. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Sotsialno-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Social and psychological diagnostics of personality development and small groups]. Moscow, Publishing house of the Institute of Psychotherapy, 2009. 390 p.
18. Shamionov R.M. [Subjective Well-being and valuable and semantic formations of a person in his professional self-determination]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Izvestiya of Saratov University. New series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy], 2006, vol. 6, is. 1-2, pp. 104–109.
19. Shibutani T. Sotsialnaya psikhologiya [Social psychology]. Rostov-on-Don, Phoenix Publishing house, 2002. 538 p.
20. Sholokhova G.P., Chikova I.V. [Аdaptation of the first-year students to the conditions of study at the University and its psychological and pedagogical features]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of the Orenburg State University], 2014, no. 3 (164)., pp. 103–107.
21. Hartmann H. Ego psychology and the problem of adaptation. Organization and pathology of thought: selected sources. Ed. by D. Rapaport. New York, Columbia University Press, 1951. pp. 362–396.
22. Hicks R.E., Mehta Y.P. The big five, type a personality, and psychological well-being. International Journal of Psychological Studies, 2018, vol. 10 (1), pp. 49–58.
23. Hietalahti M., Tolvanen A., Pulkkinen L., Kokko K. Relationships between personality traits and values in middle aged men and women. The Journal of Happiness & Well-Being, 2018, vol. 6 (1), pp. 18–32.
24. Mechanic D. Students under stress: a study in the social psychology of adaptation. New York, Free Press, 1962. 231 p.
25. Parsons F. Choosing a vocation. Boston, MA, Houghton Mifflin Company, 1909. 165 p.
26. Roddenberry E.W. Achieving Professionalism. Journal of Criminal Law and Criminology, 1953, vol. 44 (1), pp. 109–115.
27. Sek H. Life stress in various domains and perceived effectiveness of social support. Polish Psychol. Bull., 1991, vol. 23, no. 3, pp. 151–161.
28. Vaillant G.E. Adaptation to life. Boston, Toronto, Little, Brown, 1977. 396 p.
Copyright (c) 2020 Психология. Психофизиология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.