ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ИЗЛЕЧЕННЫХ ОТ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ «ИГРЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ»
Аннотация
Обоснование. В комплексной реабилитации пациентов, излеченных от онкологических заболеваний, физические упражнения рассматриваются как дополнительный к традиционным формам способ профилактики психических расстройств тревожного спектра и
повышения уровня самоуважения. Улучшение психологического статуса у детей может быть связано со спортивными достижениями при участии в соревнованиях «Игры победителей», подготовка к которым включает не только физические упражнения, но и психологическое сопровождение. Цель исследования состояла в оценке динамики психологического статуса детей, излеченных от онкологических заболеваний, в процессе подготовки к соревнованиям «Игры победителей». Материал и методы. В исследование включены 20 детей, излеченных от онкологических заболеваний, планирующих участие в соревнованиях «Игры победителей», в возрасте от 8 до 12 лет. Психологическое сопровождение участников было направлено на обучение навыкам саморегуляции и оптимизации взаимоотношений с партнерами и тренером, адекватной мотивации и отработку упражнений, необходимых для поддержки состояния оптимальной психологической готовности во время соревнований. Оценивали динамику ряда показателей: уровень самоуважения (тест Розенберга), уровень тревожности (тест Люшера), психодиагностическое обследование (методика Кэттелла) в период от начала подготовки и спустя три месяца. Для сравнения групповых
средних значений использовали t-критерий Стъюдента, для оценки распределения (качественные признаки) – F-критерий Фишера. Результаты. Оценка динамики показателей психофизиологического статуса детей, излеченных от онкологического заболевания и готовящихся к «Играм победителей» (в начале наблюдения и через 3 месяца после физической подготовки и психологического сопровождения), выявила уменьшение числа детей с низким уровнем самооценки и с высоким уровнем тревожности (р < 0,05). Зарегистрировано статистически значимое улучшение эмоционально-волевых и коммуникативных свойств личности, особенностей межличностного взаимодействия. По крайним оценкам (низкий и высокий уровень) зарегистрированы достоверные различия, свидетельствующие о повышении эмоциональной устойчивости, мотивации и снижении тревожности, а также о повышении общительности, смелости, снижении замкнутости и робости. Заключение. Полученные результаты демонстрируют уменьшение числа детей с низким уровнем и увеличение количества детей с высоким уровнем эмоционально-волевых особенностей и коммуникативных свойств, что указывает на эффективность реализации программы психологического сопровождения детей, излеченных от онкологических заболеваний и готовящихся к «Играм победителей».
Скачивания
Литература
2. Гордеева, Т.О. Способ поддержания самоуважения как предиктор удовлетворенности жизнью, учебной мотивации и настойчивости подростков / Т.О. Гордеев, М.В. Лункина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2017. – № 4. – С. 413–426.
3. Злодеева, Е.А. Состояние здоровья пациентов, получивших противоопухолевое лечение в детском возрасте, и проблемы их реабилитации на региональном уровне / Е.А. Злодеева, Н.В. Резник, А.А. Вялкова, Л.В. Сидоренко // Педиатрический вестник Южного Урала. – 2018. – № 1. – С. 22–29.
4. Капустина, А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттеллла. – СПб.: Речь, 2001. – 112 с.
5. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию / отв. ред. А.Ф. Кудряшов. – Петрозаводск: Изд-во Петроком, 1992. – 318 с.
6. Мантрова, И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике / И.Н. Мантрова. – Иваново, ООО "Нейрософт", 2007. – С. 119–122.
7. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 640 с.
8. Петрушкина, Н.П. Гендерный анализ уровня самооценки и агрессии у спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом / Н.П. Петрушкина, Е.В. Быков, О.И. Коломиец, А.О. Флегантов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 5 (159). – С. 210–215.
9. Семенова, Ф.О. Социально-психологические предикторы профессиональной успешности личности / Ф.О. Семенова // Семья и личность: проблемы взаимодействия. – 2018. – № 10. – С. 98–104.
10. Сидоренко, Л.В. Организационные аспекты восстановительного лечения у пациентов с онкологическими, гематологическими заболеваниями по опыту работы лечебно-реабилитационного научного центра Русское поле / Л.В. Сидоренко, Г.О. Бронин, Е.В. Брынза и др. // Педиатрический вестник Южного Урала. – 2015. – № 1. – С. 21–23.
11. Чайковская, И.А. Психологические аспекты физической подготовки к соревнованиям Игры победителей пациентов, излеченных от онкологических заболеваний / И.А. Чайковская, Ю.А. Головко, Н.П. Петрушкина и др. // Современные технологии и оборудование для медицинской реабилитации,
санаторно-курортного лечения и спортивной медицины: материалы III Международного научно-практического конгресса. – Екатеринбург, 2019. – С. 90–91.
12. Crocker, J. Level of self-esteem and contingencies of self-worth: Unique effects on academic, social and financional problems in college freshmen / J. Crocker, R.K. Luhtanen // Personality and Social Psychology Bulletin. – 2003. – Vol. 29. – P. 701–712.
13. Luhtanen, R.K. Alcohol use in college students effects of level of self-esteem, narcissism and contingencies of self-worth / R.K. Luhtanen, J. Crocker // Psychology of Addictive Behaviors. – 2005. – Vol. 19. – P. 99–103.
14. McDonald, D.G. The psychological effects of aerobic fitness training: Research and theory / D.G. McDonald, J.A. Hodgdon. – New York: Springer-Verlag, 1991. – 240 p.
15. Petruzzello, S.J. A meta-analysis on the anxiety-reducing eff ects of acute and chronic exercise / S.J. Petruzzello, D.M. Landers, B.D. Hatfi et al. // Sports. – 1991. – № 11 (3). – Р. 143.
16. Rucska, A. Влияние агрессии по самооценке молодых российских и венгерских спортсменов / A. Rucska, Ju.K. Plachy, О.И. Коломиец и др. // Современные методы организации тренировочного процесса, оценки функционального состояния и восстановления спортсменов: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. – Челябинск, 2017. – Т. 1. – С. 225–232.
References
1. Voinova I.V., Novikova V.P. [Communication of components of consciousness and resistance to stress at students]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsialnye nauki [Scientific notes of Orel State University], 2013, no. 1 (51), pp. 398–399. (in Russ.).2. Gordeeva T.O., Lunkina M.V. [Way of maintaining the self-respect as predictor of life satisfaction, academic motivation and persistence in adolescents]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika [RUDN journal of psychology and pedagogics], 2017, no. 4, pp. 413–426. (in Russ.).
3. Zlodeeva E.A., Reznik N.V., Vyalkova A.A., Sidorenko L.V. [Status of health of patients who received anti-tumor treatment in childhood age and the problems of their rehabilitation at the regional level]. Pediatricheskij vestnik Yuzhnogo Urala [Pediatric bulletin of the South Ural], 2018, no. 1, pp. 22–29. (in Russ.).
4. Kapustina A.N. Mnogofaktornaya lichnostnaya metodika R. Kettellla [R. Kettells Multifactorial personal methodology]. Saint-Petersburg, Speech, 2001. 112 p. (in Russ.).
5. Luchshie psihologicheskie testy dlya profotbora i proforientacii. Opisanie i rukovodstvo k ispolzovaniyu [The best psychological tests for professional selection and career guidance. Description and guide to use]. Rel. edited by A.F. Kudryashov. Petrozavodsk, Petrokom publishing house, 1992. 318 p. (in Russ.).
6. Mantrova I.N. Metodicheskoe rukovodstvo po psihofiziologicheskoj i psihologicheskoj diagnostike
[Methodological guide to psychophysiological and psychological diagnostics]. Ivanovo, Neurosoft LLC, 2007, pp. 119–122. (in Russ.).
7. Nemov R.S. Psikhologiya [Psychology]. Moscow, VLADOS, 2002. 640 p. (in Russ.).
8. Petrushkina N.P., Bykov E.V., Kolomiec O.I., Flegantov A.O. [Gender analysis of the level of self-esteem and aggression at athletes involved in powerlifting]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta], 2018, no. 5 (159), pp. 210–215. (in Russ.).
9. Semenova F.O. [Socio-psychological predictors of professional success of an individual]. Semya i lichnost: problemy vzaimodeystviya [Family and personality: problems of interaction], 2018, no. 10, pp. 98–104. (in Russ.).
10. Sidorenko L.V., Sidorenko L.V., Bronin G.O., Brynza E.V., Volodin N.N., Zhukovskaya E.V., Obuhov Yu.A., Pankrateva L.L., Skripkin A.V., Fuks O.Yu. [Organizational aspects of rehabilitation treatment in patients with cancer, hematological diseases. experience treatment and rehabilitation research center "Russian field"]. Pediatricheskij vestnik Yuzhnogo Urala [Pediatric bulletin of the South Ural], 2015, no. 1, pp. 21–23. (in Russ.).
11. Cajkovskaya I.A., Golovko Yu.A., Petrushkina N.P., Sidorenko L.V., Zhukovskaya E.V. [Psychological aspects of physical preparation for the Game of winners competition for patients cured of cancer]. Sovremennye tekhnologii i oborudovanie dlya medicinskoj reabilitacii, sanatorno-kurortnogo lecheniya i sportivnoj mediciny, Materialy III Mezhdunarodnogo nauchno-praktichekogo kongressa [Modern technologies and equipment for medical rehabilitation, Spa treatment and sports medicine: Materials of the III International scientific and practical Congress]. Ekaterinburg, 2019, pp. 90–91. (in Russ.).
12. Crocker J., Luhtanen R.K. Level of self-esteem and contingencies of self-worth: Unique effects on academic, social and financional problems in college freshmen. Personality and Social Psychology Bulletin, 2003, vol. 29, pp. 701–712.
13. Luhtanen R.K., Crocker J. Alcohol use in college students effects of level of self-esteem, narcissism and contingencies of self-worth. Psychology of Addictive Behaviors, 2005, vol. 19, pp. 99–103.
14. McDonald, D.G., Hodgdon J.A. The psychological effects of aerobic fitness training: Research and theory. New York, Springer-Verlag, 1991. 240 p.
15. Petruzzello S.J., Landers D.M., Hatfield B.D., Kubitz K.A., Salazar W. A meta-analysis on the anxiety-reducing eff ects of acute and chronic exercise. Sports, 1991, no. 11 (3), p. 143.
16. Rucska A., Plachy Ju.K., Kolomiec O.I., Petrushkina N.P., Bykov E.V., Oláh C., Kiss-Tóth E. [The impact of aggression on the self-esteem of young Russian and Hungarian athletes]. Sovremennye metody organizacii trenirovochnogo processa, ocenki funkcionalnogo sostoyaniya i vosstanovleniya sportsmenov. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Modern methods of organizing the training process, assessing the functional state and recovery of athletes: Materials of the all Russian scientific conferenc]. Chelyabinsk, 2017. pp. 225–232. (in Russ.).
Copyright (c) 2020 Психология. Психофизиология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.