СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

  • В. А. Шумаков Южно-Уральский государственный медицинский университет» (Челябинск) http://orcid.org/0000-0002-7963-2320 v.shumakov@inbox.ru
  • Д. А. Дубровина Южно-Уральский государственный медицинский университет (Челябинск) http://orcid.org/0000-0001-9936-6800 daria.89@mail.ru
  • А. В. Платонова Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург) http://orcid.org/0000-0002-2636-7279 anya1976@mail.ru
Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, эмоции, эмоциональное благополучие, младшие школьники, первоклассники, корреляционный анализ, кластерный анализ

Аннотация

Обоснование: В статье рассмотрен феномен социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе. В этот период меняется привычный режим дня, игры сменяются на уроки, ребенок вынужден подчиняться правилам школьной жизни, выполняя требования учителя. адаптации первоклассников к обучению в школе в формировании их эмоционального благополучия. Материалы и методы. В исследовании принимали участие 107 первоклассников, в т.ч. 42 мальчика и 65девочек, в возрасте от 7 до 8 лет (средний возраст 7,5 ± 0,5 лет). Использовались следующие психодиагностические методики: «Лесенка» (В.Г. Щур), оценивающая уровень отношения к себе как показателя эмоционального благополучия; «Рисунок школы», определяющая отношение первоклассника к школе и уровень школьной тревожности; диагностика школьной тревожности А.М. Прихожан, выявляющая уровень взаимодействия родителей и детей, взаимоотношение между детьми, общение со взрослым и учителем. Математико-статистическая обработка осуществлялась с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, качественного анализа результатов исследования. Вычисления выполнены с использованием пакета программ SPSS Statistics v. 17.0. Результаты. Обнаружено три уровня выраженности показателей социально-психологической адаптации в исследуемой выборке: высокий уровень адаптации (n = 52) – первоклассники с эмоционально-благополучным отношением к школе, средний уровень адаптации (n = 35) – обучающиеся с эмоционально-нейтральным отношением к школе, низкий уровень адаптации (n = 20) – обучающиеся с эмоционально-отрицательным отношением к школе. Заключение. Младшие школьники с различными показателями социально-психологической адаптированности отличаются по параметрам эмоционального благополучия. Доказано, что при высоком уровне адаптации у первоклассников проявляется эмоционально-благополучное отношение к школе, при среднем уровне адаптации – эмоционально-нейтральное отношение к школе, при низком уровне адаптации – эмоционально-отрицательное отношение к школе.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

В. А. Шумаков , Южно-Уральский государственный медицинский университет» (Челябинск)

Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры психологии, Южно-Уральский государственный медицинский университет» (Челябинск)

Д. А. Дубровина , Южно-Уральский государственный медицинский университет (Челябинск)

Кандидат психологических наук, преподаватель, Южно-Уральский государственный медицинский университет (Челябинск)

А. В. Платонова , Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург)

Аспирант, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург)

Опубликован
2020-01-15
Как цитировать
Шумаков, В., Дубровина, Д., & Платонова, А. (2020). СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ. Психология. Психофизиология, 12(4), 63-70. https://doi.org/10.14529/jpps190407
Раздел
Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред