ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ С КАРЬЕРНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

  • Я. В. Сайко Южно-Уральский государственный медицинский университет (Челябинск) http://orcid.org/0000-0003-4472-5508 saikojav@mail.ru
Ключевые слова: карьерные ориентации, представления о себе, аутопсихологическая компетентность, карьерные якоря, профессиональное самосознание, профессиональное самопознание

Аннотация

Обоснование: Представления о себе и карьерные ориентации определяют становление и развитие будущего педагога в ходе карьерного продвижения и профессиональной социализации. На протяжении периода обучения в вузе происходит формирование и развитие карьерных ориентаций, а также изменяются представления о себе у будущих педагогов, они становятся всё более устойчивыми и конкретными. От уверенности в себе и полноты представлений о своих карьерных ориентациях во многом зависит эффективность планирования карьеры педагогического работника, его удовлетворенность профессиональной деятельностью, поступательность профессионально-личностного развития. Цель исследования. Выявить взаимосвязи между представлениями о себе и карьерными ориентациями будущих педагогов. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 162 студента Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета в возрасте от 17 до 24 лет. Основу исследования составили методики: «Якоря карьеры» (Э. Шейн), определяющие карьерные ориентации личности; смысложизненные ориентации (Д.А. Леонтьев), позволяющие оценить степень убеждённости испытуемого в способности контролировать собственную жизнь и управлять ею. Для определения взаимосвязи между двумя переменными применялся коэффициент корреляции Пирсона с использованием пакета статистических программ SPSS Statistics v. 22. Результаты. Установлено, что между представлениями о себе и карьерными ориентациями имеются значимые связи. Выявлены зависимости между двумя карьерными ориентациями («служение», «вызов») с представлениями о себе («Я – хозяин жизни», «Я – управляю жизнью»), характеризующиеся способностью оказывать влияние на жизнь педагога. Определены доминирующие («стабильность работы», «служение» и «интеграция стилей жизни») и слабо выраженные («стабильность места жительства») карьерные ориентации будущих педагогов. Показано, что у будущих педагогов выражено желание формировать себя как специалиста, передавать своим ученикам накопленный опыт, знания, воплощать в работе свои общечеловеческие, духовно-нравственные ценности и идеи. Студенты убеждены, что смогут принимать правильные решения и справляться с любыми профессиональными трудностями. Заключение. Представления о себе в значительной степени обусловливают постановку целей и ценности будущего педагога в сфере образовательной деятельности, детерминируя смысловую сторону карьерных ориентаций, а степень осмысления ведущих карьерных ориентаций влияет на личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения, на их представления о себе. Получая образование, будущие педагоги стремятся к саморазвитию и самореализации в рамках «горизонтальной карьеры» и проявляют ориентацию на служение людям и обществу, что подтверждает необходимость поддерживать и развивать аутопсихологическую компетентность будущих педагогов в образовательном процессе педагогического вуза.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторе

Я. В. Сайко , Южно-Уральский государственный медицинский университет (Челябинск)

Преподаватель кафедры биологии, Южно-Уральский государственный медицинский университет (Челябинск)

Опубликован
2020-01-15
Как цитировать
Сайко, Я. (2020). ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ С КАРЬЕРНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ. Психология. Психофизиология, 12(4), 55-62. https://doi.org/10.14529/jpps190406
Раздел
Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред