ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ АБОРИГЕННОЙ ПОПУЛЯЦИИ СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ
Аннотация
Обоснование. На фоне увеличения умственных и эмоциональных нагрузок в современной школе проблема сохранения психофизиологического здоровья детей-северян актуальна. Цель – выявить особенности нейродинамических показателей девочек-подростков аборигенных популяций Севера в процессе онтогенеза. Организация и методы исследования. Обследовано 120 девочек аборигенной популяции (из них 77 – коряки, 41 – эвены, 1 – камчадал и 1 – ительмен), возрастом 12–17 лет школы-интерната п. Эвенск Магаданской области. Девочки были разделены на 3 возрастные группы: группа I – 12–13 лет; группа II – 14–15 лет; группа III – 16–17 лет. Нейродинамические свойства определяли по параметрам времени сенсомоторных реакций и кратковременную зрительную память диагностировали с помощью АПК «НС-ПсихоТест», (ООО «НейроСофт», г. Иваново). Исследование динамики функции внимания, включая функциональную асимметрию внимания, выполняли методом корректурной пробы в модификации В.Н. Аматуни. Результаты. Анализ данных показал превышение возрастных норм средних показателей времени реакции у обследуемых трех групп девочек. В группах I и II отмечали низкую скорость простой зрительно-моторной реакции. Прослеживается, в среднем, снижение показателя времени сложной сенсомоторной реакции выбора к 14–15 годам на 40 мс (p < 0,05) и его стабилизация к 16–17 годам. Исследование внимания показало увеличение темпа работы, улучшение качества и работоспособности с возрастом. Снижение фактора функциональной асимметрии внимания также указывает на положительные тенденции изменения функции внимания с возрастом. Заключение. Исследование показало закономерные онтогенетические изменения силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов, дифференцировочного торможения, свойств внимания и кратковременной зрительной памяти у девочек. Однако, по сравнению со среднеширотными нормами, девочки-аборигенки в периоде 12–15 лет характеризуются более низкой подвижностью и неуравновешенностью нервной системы. Это следует учитывать при выборе стратегии обучения детей-северян в образовательных учреждениях.
Скачивания
Copyright (c) 2020 Психология. Психофизиология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.