ОСОБЕННОСТИ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ, АГРЕССИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ ТУВИНСКИХ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ И ПОЛА

Ключевые слова: студенты, стратегия поведения, агрессивность, тревожность, психомоторные реакции

Аннотация

Обоснование. Успешность адаптации студентов к образовательному процессу зависит от индивидуальных психофизиологических характеристик, которые проявляются в особенностях стратегии поведения. Организация и методы. В исследовании приняли участие 76 юношей и 132 девушки, средний возраст – 21,6 ± 0,2 лет. Оценку стратегии поведения в конфликтном взаимодействии проводили по методике К. Томаса, структуры агрессии – по методике А. Басса и А. Дарки, уровня реактивной и личностной тревожности (тест Спилбергера-Ханина). Нейродинамические свойства личности оценивали по результатам тестов «Простая зрительно-моторная реакция» и «Реакция выбора». Математическую обработку результатов проводили с применением пакетов программ Statistiсa 6.0., соответствие данных нормальному распределению проверяли по критерию Колмогорова-Смирнова. Различия считали значимыми при p ≤ 0,05. Результаты. У тувинских студентов выявлены половые различия поведения в конфликтных ситуациях: у девушек преобладают лица с эффективной стратегией поведения, среди юношей – с неэффективной стратегией поведения. Девушки с нейтральной стратегией поведения (16,7 %) характеризуются высокими индексами агрессивности и враждебности, низкими значениями реактивной тревожности. Высокий уровень личностной тревожности выявлен у всех девушек независимо от стратегии поведения. Среди юношей лица с высоким индексом агрессивности, реактивной и личностной тревожности выявлены в единичных случаях в группе с эффективной стратегией поведения. У девушек латентный период простой зрительно-моторной реакции связан со стратегией поведения. У юношей различий латентного периода простой зрительно-моторной реакции не обнаружено в зависимости от стратегий поведения в конфликте. Функциональный уровень ЦНС Всех обследованных студентов независимо от стратегии поведения характеризовался как «незначительно сниженный». По показателям интегральных характеристик: «устойчивость нервной реакции» и «уровень функциональных возможностей» выявлены половые различия. Заключение. Нейродинамические особенности, преобладающая эффективная стратегия поведения в конфликтной ситуации, структура агрессии тувинских девушек свидетельствуют об адекватной реактивности организма, что подтверждается «незначительно сниженным» уровнем работоспособности и, вероятно, обеспечивают более успешную адаптацию к образовательному процессу, по сравнению с юношами.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Ш. В. Куулар , Тувинский государственный университет (Кызыл)

Аспирант кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Тувинский государственный университет (Кызыл)

Л. К. Будук-оол , Тувинский государственный университет (Кызыл)

Доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Тувинский государственный университет (Кызыл)

Опубликован
2020-01-15
Как цитировать
Куулар, Ш., & Будук-оол, Л. (2020). ОСОБЕННОСТИ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ, АГРЕССИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ ТУВИНСКИХ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ И ПОЛА. Психология. Психофизиология, 12(4), 93-104. https://doi.org/10.14529/jpps190410
Раздел
Психофизиология