ДИНАМИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: интеллект, дошкольники, поло-специфические особенности интеллекта, динамика интеллектуальных функций, информатизация, кардиоинтервалометрия

Аннотация

Обоснование. Экспериментальное обоснование гипотезы о снижении интеллектуальных возможностей детей старшего дошкольного возраста на этапе становления цифровых интернет-технологий. Организация и методы. Проведен псевдолонгитюдный эксперимент в двух сериях: 2006 и 2014 гг. Измерялась эффективность интеллектуальной деятельности дошкольников 6–7 лет, посещавших одно и то же образовательное учреждение и обучавшихся по одной и той же программе развития речи. Общая выборка исследования – 135 человек, в 2006 году обследовано 100 дошкольников, в 2014 году – 35. Средний возраст детей составлял 6,5 ± 0,6 года в первой выборке, 6,6 ± 1,1 – во второй выборке. Оценка общего и невербального интеллекта проводилась с использованием матричного теста Дж. Равена. Вербально-понятийный компонент интеллектуальной деятельности оценивался с помощью авторского метода направленного ассоциативного эксперимента (Каменская с соавт., 2011). Выполнение тестов сопоставлялось со стохастическими параметрами кардиоинтервалометрии, которая регистрировалась до и во время тестирования. Длительность записи ЭКГ составляла 5 минут; общее время, в течение которого испытуемый не мог двигаться спонтанно, – 10 минут. Обработка ЭКГ проходила по методу нелинейной стохастической кардиоинтервалометрии (НСК), которая давала информацию о частотно-спектральном составе флуктуаций кардиоинтервалов каждой серии. Статистическая обработка результатов и их интерпретация производились с помощью SPSS-15 для Windows. Оценка достоверности различий выполнена с помощью параметрического t-критерия Стьюдента для независимых выборок. Результаты. Обнаружено достоверно значимое возрастание невербального и общего интеллекта у девочек в выборке 2014 г. по сравнению с выборкой 2006 г. Вербально-логический интеллект практически не изменился ни у мальчиков, ни у девочек за годы интенсивного процесса информатизации. Параметры нелинейной стохастической кардиоинтервалометрии оказались не связанными определенным образом с изменением показателей интеллектуальной деятельности. Заключение. Гипотеза о негативном влиянии интернет-технологий на интеллектуальные функции современных дошкольников не нашла экспериментального подтверждения.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

В. Г. Каменская , Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и психофизиологии, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, член-корреспондент РАО РФ

Л. В. Томанов , Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (Елец)

кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии и психофизиологии, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Опубликован
2019-12-04
Как цитировать
Каменская, В., & Томанов, Л. (2019). ДИНАМИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ. Психология. Психофизиология, 12(3), 56-63. https://doi.org/10.14529/jpps190305
Раздел
Психофизиология