ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС СТУДЕНТОК

  • В. М. Климов Новосибирский государственный технический университет (Новосибирск) http://orcid.org/0000-0002-1365-6194 klvl77@yandex.ru
  • Р. И. Айзман Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск), Южно-Уральский государственный университет (Челябинск) http://orcid.org/0000-0002-7776-4768 aizman.roman@yandex.ru
Ключевые слова: девушки, психофизиологическое состояние, плавание, баскетбол, аэробика, занятия по общей физической подготовке

Аннотация

Обоснование. Важным условием повышения интереса и формирования устойчивого стимула к занятиям физической культурой является возможность выбора вида спорта или физической активности. При этом влияние физических нагрузок разной физкультурно-спортивной направленности на психофизиологический статус студенческой молодежи недостаточно исследовано. Целью работы было изучение психофизиологического состояния девушек в динамике обучения в вузе, занимающихся различными видами спорта на занятиях физической культурой (баскетбол, плавание, аэробика, традиционные занятия по общей физической подготовке). Организация и методы исследования. Исследованы нейродинамические, когнитивные и психодинамические особенности студенток (n = 153) Новосибирского государственного технического университета с первого по четвертый курс. С помощью современных общепринятых методик оценивали различные виды памяти (механическая, смысловая, образная), скорость простой зрительно-моторной реакции, концентрацию внимания, умственную работоспособность, уравновешенность нервных процессов, а также определяли психоэмоциональное состояние девушек по таким показателям как: тревожность, фрустрация, ригидность, враждебность, агрессивность. Результаты. Интегральный уровень психофизиологического статуса студенток разных физкультурных отделений достоверно улучшился к окончанию бакалавриата только у девушек-баскетболисток, тогда как на других отделениях в среднем по группам интегральный уровень психофизиологического статуса не изменялся. По результатам корреляционного анализа обнаружена положительная связь между занятиями баскетболом и уровнем психофизиологического состояния. На фоне стабильного психофизиологического потенциала при занятиях аэробикой у девушек обнаружено ухудшение психоэмоционального состояния (повышение тревожности и фрустрации). Заключение. В рамках программы по физической культуре занятия баскетболом оказывают наиболее благоприятное влияние на психофизиологический статус студенток.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

В. М. Климов , Новосибирский государственный технический университет (Новосибирск)

Кандидат биологических наук, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, Новосибирский государственный технический университет (Новосибирск)

Р. И. Айзман , Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск), Южно-Уральский государственный университет (Челябинск)

Доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск); главный научный сотрудник, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск)

Опубликован
2020-01-15
Как цитировать
Климов, В., & Айзман, Р. (2020). ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС СТУДЕНТОК. Психология. Психофизиология, 12(4), 83-92. https://doi.org/10.14529/jpps190409
Раздел
Психофизиология