КОММУНИКАТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ВРАЧА
Аннотация
Обоснование. Профессиональная идентичность в современных психолого-
педагогических исследованиях связывается с проблемами профессионального самоопре-
деления личности, ее саморазвития, самоактуализации и находит свое отражение в сфор-
мированности содержательного профессионального самосознания. Динамической харак-
теристикой профессиональной идентичности является отождествление себя с другим че-
ловеком в межличностной коммуникации. Позитивная профессиональная идентичность
обеспечивается убежденностью в правильности выбора профессии и достойным отноше-
нием общества к профессии. Цель. Публикуемая работа направлена на выявление комму-
никативно-эмоциональных показателей профессиональной идентичности будущих врачей,
формируемых на этапе обучения в медицинском вузе. Материалы и методы. Коммуника-
тивно-эмоциональные показатели отражают профессиональные качества врача, связанные
непосредственно с общением и способностью управлять эмоциями в диаде «врач –
пациент». К таким показателям для будущего врача отнесены нейтральность, регламенти-
рованность и конструктивность общения, управление собственными эмоциями и эмоция-
ми других людей. В статье представлены данные эмпирического исследования коммуни-
кативно-эмоциональных показателей по методикам «Оценка соотношения образов «Я –
идеальный врач и Я – реальный врач»», «Тест эмоционального интеллекта – EQ Холла».
В исследовании приняли участие студенты медицинского университета в количестве
50 человек в возрасте от 19 до 22 лет. Статистическая обработка осуществлялась посред-
ством кластерного и корреляционного анализа rs Спирмена с использованием пакета про-
грамм SPSS Statistics 17.0. Результаты. Проведен анализ эмпирических данных по взаи-
мосвязи между показателями, определены основные этапы по их формированию в процес-
се обучения в медицинском вузе. Заключение. Коммуникативно-эмоциональные показа-
тели профессиональной идентичности будущих врачей формируются на этапе обучения в
медицинском вузе. Генетически первичны связи между регламентированностью и управ-
лением своими эмоциями и эмоциями других людей. Данные выводы позволяют сформу-
лировать основные этапы в психолого-педагогическом обеспечении формирования профес-
сиональной идентичности будущего врача в медицинском вузе: первый этап связан с отра-
боткой правил делового этикета, техники и культуры речи, техник слушания, способов не-
вербальной коммуникации; второй – направлен на отработку умений управлять собствен-
ными эмоциями, сохранять беспристрастность оценочных суждений; третий этап предпола-
гает формирование умений решать ситуационные задачи в форме ролевых и деловых игр,
направленных на комплексное проявление коммуникативно-эмоциональных качеств.
Скачивания
Copyright (c) 2019 Психология. Психофизиология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.