СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА: ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

  • Е. П. Масленникова Южно-Уральский государственный университет (Челябинск) Россия
  • И. В. Фекличева Южно-Уральский государственный университет (Челябинск) Россия
  • Е. А. Есипенко Томский государственный университет
  • К. Р. Шарафиева Томский государственный университет (Томск) Россия
  • В. И. Исматуллина Психологический институт Российской академии образования (Москва) Россия
  • Г. В. Головин Университет Небраски-Линкольн (Линкольн, США) США
  • А. А. Миклашевский Томский государственный университет (Томск)
  • Н. А. Чипеева Южно-Уральский государственный университет Россия
  • Е. Л. Солдатова Южно-Уральский государственный университет (Челябинск) Россия
Ключевые слова: вербальный интеллект, словарный запас, тесты словарного запаса

Аннотация

Описаны материалы исследования взаимосвязи вербального интеллекта и объема словарного запаса. Предполагается, что объем словарного запаса связан с уровнем развития вербального интеллекта. По данным зарубежных публикаций, результаты тестов словарного запаса положительно коррелируют с результатами вербальных шкал теста интеллекта (тест Векслера), что является основанием для использования тестов словарного запаса для измерения вербального интеллекта. В то же время отсутствуют данные о взаимосвязи вербального интеллекта и объема словарного запаса, полученные на репрезентативной российской выборке Целью описываемого исследования было выявление взаимосвязи между показателями теста словарного запаса и вербальных шкал теста интеллекта. В исследовании были использованы экспресс-тест на словарный запас (ЭТСЗ) и методика «Универсальный интеллектуальный тест УИТ СПЧ-М». Результаты рангового корреляционного анализа показали положительную взаимосвязь между объемом словарного запаса и вербальными шкалами (значения r s в диапазоне от 0,396 и до 0,554 для оценки словарного запаса). Полученные данные могут служить основанием для использования теста словарного запаса в качестве скрининговой методики исследования вербального интеллекта.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Е. П. Масленникова , Южно-Уральский государственный университет (Челябинск) Россия
психолог лаборатории молекулярно-генетических исследований здоровья и развития человека
И. В. Фекличева , Южно-Уральский государственный университет (Челябинск) Россия
кандидат медицинских наук, заведующая лабораторией молекулярно-генетических исследований здоровья и развития человека
Е. А. Есипенко , Томский государственный университет
кандидат биологических наук, доцент кафедры генетической и клинической психологии, факультет психологии
К. Р. Шарафиева , Томский государственный университет (Томск) Россия
младший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований и психогенетики
В. И. Исматуллина , Психологический институт Российской академии образования (Москва) Россия
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики
Г. В. Головин , Университет Небраски-Линкольн (Линкольн, США) США
кандидат физико-математических наук
А. А. Миклашевский , Томский государственный университет (Томск)
научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований языка, Томский государственный университет (Томск); научный сотрудник, Потсдамский университет (Потсдам, Германия)
Н. А. Чипеева , Южно-Уральский государственный университет Россия
психолог, младший научный сотрудник лаборатории молекулярно-генетических исследований здоровья и развития человека, Южно-Уральский государственный университет
Е. Л. Солдатова , Южно-Уральский государственный университет (Челябинск) Россия
профессор, доктор психологических наук, декан факультета психологии
Опубликован
2019-04-22
Как цитировать
Масленникова, Е., Фекличева, И., Есипенко, Е., Шарафиева, К., Исматуллина, В., Головин, Г., Миклашевский, А., Чипеева, Н., & Солдатова, Е. (2019). СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА: ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА. Психология. Психофизиология, 10(3), 63-69. https://doi.org/10.14529/psy170306
Раздел
Психодиагностика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)