ТЕСТОВЫЕ И ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЗДОРОВЫХ СИБЛИНГОВ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

  • О. В. Гусева
Ключевые слова: психологическая диагностика, сиблинги, расстройства аутистического спектра, система семейных отношений, проективные методы, рисунок семьи

Аннотация

Представлены материалы комплексной психологической диагностики особенностей системы семейных отношений в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС). Целью исследования являлось изучение особенностей отношений сиблингов к членам их семей и выявления особенностей их восприятия своей семьи в целом, а также сравнение личностных особенностей здоровых сиблингов, имеющих сибса с РАС, и сиблингов, имеющих только здоровых сибсов. Использовался комплекс проективных методик в сочетании с количественными методами. Установлены высокая тревожность, неуверенность в себе, высокая фрустрированность, осторожность, низкий уровень общительности, низкий уровень интеллектуальной продуктивности здоровых сиблингов из семей с детьми, страдающими РАС. Показано наличие проблем в общении и в социальных отношениях у здоровых сиблингов, а также изолированность такой семьи и конфликтные отношения в ней в целом. Выявлено рассогласование идентификации с отцом и более высокая степень его эмоционального отвержения у здоровых сиблингов, имеющих сибса с РАС. Показана эффективность и высокая значимость использования методического комплекса, включающего проективные методики. Полученные данные позволяют определить мишени для психокоррекционной работы с семьями, имеющими детей с РАС. 1. Бернс Р. С., Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Пер. с англ. 2-е изд., стереотипное. М.: Смысл, 2003. -146 стр. 2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство М.: Владос-пресс, 2005. – 160 с. ил. 3. Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунка: исцеление через искусство. Изд. 2-е. СПб.: Деметра, 2014. - 198 с. 4. Дилео Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация / Пер. с англ. яз. – М. ИОИ. 2017. – 262 стр. 5. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: Монография. – СПб.: КАРО, 2006. - 672 с. 6. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2004, 408 стр. 7. Маховер К. проективный рисунок человека / Пер. с англ. 6-е изд., исправленное. М.: Смысл, 2012. -158 стр. 8. Селигман М., Дарлинг Р.: Обычные семьи, особые дети. Изд. 3-е. М.: Теревинф, 2013. – 368 с. 9. Собчик Л. Н. Метод цветовых выборов – модификация восьмицветового теста Люшера. Практическое руководство. – СПб., Речь, 2013. 128 с. 10. Федотова Э.Л. Самоощущение ребенка, имеющего сиблинга с аутизмом // Детский аутизм: исследования и практика. 2008, стр. 144–185. 11. Хоментаускас Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи. Дис. Канд. психол. наук. М., 1984. -221 с. 12. Цветовой тест отношений: Метод. рекомендации / сост. Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд. Л.: НИПИ им. В.М. Бехтерева, 1985. 20 с. 13. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И., В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 3-е. – СПб.: Речь, 2007. 352 с., илл. 14. Эткинд А. И. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика. М.: МГУ, 1987. С. 221–227 15. Baron-Cohen S., Bolton P. Autism: The Facts. Oxford University Press, 1993, 124 pages. 16. Buck J. N. House-Tree-Person Technique: Manual Revised Edition. Los Angeles, Calif.: Western Psychological Services, 1970. – 350 p. 17. Fury G, Carlson E, Sroufe A. Children's representations of attachment relationships in family drawing. Child Dev 1997; 68(6): 1154-64. https://doi.org/10.2307/1132298 18. Gurguis W. R. Resistance to drawings the family: a feature of the Family Drawing Test. – International Journal of Family Psychiatry, 1981, 2, p. 115-124 19. Hayden V. The other children. Exceptional Parent, 4, pp. 26-29. 1974. 20. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact// Nervous Child 1943. Vol. 2. – 217 p. 21. Klorer PG, Chapman L, Eds. Cumulative trauma and art therapy: Neurodevelopmental advances in theory and practice. Presentation at the American Art Therapy Association, Inc. 35th Annual Conference; 2004 Nov 10-14; San Diego, California 2004. 22. Koppitz E. M. Psychological evaluation of children s human figure drawings. – N. Y., London: Grune & Straton, 1968. – 341 p. 23. Meyer D.J., Vadasy P.F. Living with a brother or sister with special needs. A book for sibs. – University of Washington Press, 1996, 144 pages. 24. Meyers R. Like normal people. New York: McGraw-Hill. 1978, 203 pages 25. Myers D. V. Toward an objective evaluation procedure of the Kinetic Family Drawings (KFD). Journal of Personality Asessment, 1978, 42, p. 358-365. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327752jpa4204_5 26. Schubert D.T. Sibling Adjustment and Family Functioning: Children with Autistic, Mentally Retarded and Nonhandicapped Siblings. DePaul University, 1994, 210 pages.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторе

Ольга Владимировна Гусева
соискатель кафедры клинической психологии, Санкт-Петербургский государственный университет; психолог Центра современных психологических технологий, Сибирский научно-клинический центр федерального медико-биологического агентства России
Опубликован
2019-04-18
Как цитировать
Гусева, О. (2019). ТЕСТОВЫЕ И ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЗДОРОВЫХ СИБЛИНГОВ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА. Психология. Психофизиология, 10(4), 5-16. https://doi.org/10.14529/psy170401
Раздел
Психодиагностика