ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОК РУССКОГО И КАЗАХСКОГО ЭТНОСОВ К ОБУЧЕНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

  • В. П. Мальцев Сургутский государственный педагогический университет (Сургут) http://orcid.org/0000-0002-2453-6585 mal585@mail.ru
  • Ж. Т. Суюндикова Костанайский государственный педагогический университет (Костанай, Казахстан) http://orcid.org/0000-0003-2188-7985 janar-1412@mail.ru
Ключевые слова: психофизиологический адаптационный потенциал, нейродинамические показатели, хронорефлексометрическое тестирование, функциональное состояние ЦНС, этнос

Аннотация

Обоснование. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования регламентирует построение образовательного процесса с учетом индивидуально-типологических особенностей обучающихся. Характер адаптивных сдвигов организма студентов зависит от этнических, экологических, морфологических показателей, определяющих функциональное состояние организма Функциональное состояние и уровень функциональных возможностей организма в условиях учебно-профессиональной деятельности обусловлены особенностями церебральных процессов, что определяет эффективность адаптации и когнитивную работоспособность обучающихся в целом. Цель. Выявление особенностей психофизиологического потенциала студенток первого курса русской и казахской национальности в период их адаптации к обучению в педагогическом вузе. Организация и методы исследования. Диагностика показателей функционального состояния центральной нервной системы и когнитивной работоспособности проведена у первокурсниц, обучающихся в педагогических вузах. Средний возраст обследованных составлял 17,9 лет. Общая выборка (n=120) включала студенток разных национальностей: девушки казахской и русской национальностей, проживающих в г. Костанай (Республика Казахстан) и девушки русской национальности (г. Челябинск, Россия). С помощью аппаратно-программного комплекса «НС-Психотест» проводилось измерение простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) и сложной зрительно-моторной реакции на зрительный стимул (СЗМР). Расчетные показатели: функциональный уровень системы (ФУС), устойчивость реакции (УР), уровень функциональных возможностей (УФВ) были положены в основу оценки когнитивной работоспособности обследованных. Результаты. Представленные в работе результаты, характеризуют нейродинамические основы адаптации студентов первого курса к условиям учебной деятельности, выраженные в среднем уровне активированности ЦНС, подвижности нервных процессов и оптимальных функциональных возможностях. При среднем групповом выражении критериев функционального состояния ЦНС более совершенные механизмы когнитивных процессов обработки сенсорной информации зафиксированы у студенток г. Челябинска по сравнению со студентками г. Костанай. Заключение. При анализе полученных данных отмечается региональная специфика проявления средних значений хронорефлексометрического тестирования студентов первого курса: достоверно более высокий уровень нейронального взаимодействия и обработки сенсомоторной реакции у студенток-первокурсниц г. Челябинска.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

В. П. Мальцев , Сургутский государственный педагогический университет (Сургут)

Кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Ж. Т. Суюндикова , Костанайский государственный педагогический университет (Костанай, Казахстан)

Кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры биологии и географии

Литература

1. Агаджанян, Н.А. Эколого-физиологические и этнические особенности адаптации человека к различным условиям среды обитания / Н.А. Агаджанян, Т.Е. Батоцыренова, Ю.Н. Семенов. – Владимир: Владимирский гос. ун-т, 2009. – 168 с.
2. Байгужиин, П.А. Статистические характеристики показателей функционального состояния организма студентов в зависимости от уровня регламентированности учебно-профессиональной деятельности / П.А. Байгужиин, В.М. Кирсанов, Д.З. Шибкова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т.7, № 3. – С. 223–240.
3. Байгужин, П.А. Психофизиологический статус студенток с различным стилем когнитивной деятельности / П.А. Байгужин, А.А. Прачева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13536 (дата обращения: 05.08.2019).
4. Белоусова Н.А. Психофизиологические предикторы успешности реализации образовательной траектории юных хоккеистов / Н.А. Белоусова, В.И. Сиваков, В.П. Мальцев // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 12. – С. 60-62.
5. Белоусова Н.А. Анализ состояния здоровья детей и подростков, проживающих в условиях промышленного мегаполиса / Н.А. Белоусова, А.А. Шибков, П.А. Байгужин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. – 2013. – № 2. – С. 38–43.
6. Будук-оол, Л.К.С. Особенности адаптации к обучению студентов разных этнических групп / Л.К.С. Будук-оол, С.К.О. Сарыг, А.М. Ховалыг // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 9. – С. 92–96.
7. Воробьева, Т.Г. Психофизиологическая адаптация студентов в период обучения / Т.Г. Воробьева, Е.В. Дементьева, В.Г. Турманидзе, А.В. Турманидзе // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2016. – №. 2. – С. 59–65.
8. Гаврилова, И.Н. Особенности функционального состояния организма студенток в процессе учебной деятельности // Вестник науки Сибири. – 2014. – № 4 (14). – С. 223–226.
9. Горькавая, А.Ю. Особенности психофизиологического статуса студентов-второкурсников, обучающихся на биологических кафедрах университета и в медицинском вузе / А.Ю. Горькавая, О.Н. Сидорова, И.А. Кузнецова // В мире научных открытий. – 2016. – № 7 (79). – С. 83–97.
10. Джалялетдинов, Н.Т. Психологический портрет студентов факультета «Общественное здравоохранение» КазНМУ / Н.Т. Джалялетдинов, Р.Н. Касымова, Р.В. Иванов, С.Д. Аль-Абдулла [и др.] // Вестник Казахского Национального медицинского университета. – 2018. – № 1. – С. 398–402.
11. Изатулин, В.Г. Психофизиологические свойства личности и их влияние на процесс адаптации студентов к образовательной среде / В.Г. Изатулин, О.А. Карабинская, А.Н. Калягин // Сибирский медицинский журнал. – 2015. – Т. 136, №. 5. – С. 130–132.
12. Корельская, И.Е. Экспресс оценка состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой зрительно-моторной реакции / И.Е. Корельская, А.А. Кузнецов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 8-2. – С. 194–197
13. Мальцев, В.П. Гендерные особенности психофизиологической адаптации студентов заочного обучения в условиях учебной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7, № 1 (22). – С. 35–38.
14. Мантрова, И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. – Иваново: ООО «Нейрософт», 2007. – 216 с.
15. Морозова, Ю.В. К вопросу об адаптации иностранных студентов в многонациональном вузе: региональные аспекты // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7, № 1 (22). – С. 129–132.
16. Негашева, М.А. Комплексный подход к изучению морфофизиологической и психологической адаптации юношей и девушек – студентов московских университетов / М.А. Негашева, А.С. Манукян // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. – 2016. – № 2. – С. 49–58.
17. Орлова, В.В. Особенности адаптации студентов из автономных территорий Сибири в условиях научно-образовательного комплекса / В.В. Орлова, Ю.А. Луц // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – № 5 (49). – С. 135–146.
18. Симонова, О.И. Адаптация студенток первого курса к условиям вуза / О.И. Симонова, Е.В. Попова, А.В. Махалин // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – №1. – С. 65–69.
19. Суюндикова, Ж.Т. Нейродинамические особенности студенток республики Казахстан: межэтнический аспект / Ж.Т. Суюндикова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 5. – С. 172–177.
20. Тапалова, О.Б. Психофизиологические корреляты дистресса / О.Б. Тапалова, Н.Б. Жиенбаева // Universum: психология и образование. – 2018. – № 11 (53). – С. 4.

References

1. Agadzhanyan N.A. Batotsyrenova T.E., Semenov Yu.N. Ekologo-fiziologicheskie i etnicheskie osobennosti adaptatsii cheloveka k razlichnym usloviyam sredy obitaniya [Ecological-physiological and ethnic features of human adaptation to different habitat conditions]. Vladimir, 2009. 168 p. (in Russ.).
2. Baiguzhin P.A., Pracheva A.A. [The psychophysiological status of students with various style of cognitive activity]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, no. 3; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13536 (in Russ.).
3. Baiguzhin P.A., Kirsanov V.M., Shibkova D.Z. [Characteristics of the functional state of the nervous system of students depending on the level of educational and professional activities regulations]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin], 2017, vol. 7, no. 3–3, рр. 223–240. (in Russ.)
4. Belousova N.A., Sivakov V.I., Mal'tsev V.P. [Psychophysiological predictors of the success of the educational trajectory of young hockey players] Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2018, no.12, pp. 60–62. (in Russ.).
5. Belousova N.A., Shibkov A.A., Baiguzhin P.A. [A medical examination of children and adolescents living in industrial cities] Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti [RUDN Journal of Ecology and Life Safety], 2013. – № 2. – С. 38–43. (in Russ.).
6. Buduk-ool L.K.S., Saryg S.K.O., Khovalyg A.M. [Features of adaptation to the education of students of different ethnic groups]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2012, no. 9. pp. 92–96. (in Russ.).
7. Vorob'eva T.G., Dement'eva E.V., Turmanidze V.G., Turmanidze A.V. [Psychophysiological adaptation of students during training]. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Nizhnevartovsk State University], 2016, no. 2, pp. 59–65. (in Russ.)
8. Gavrilova I.N. [Features of the functional state of the body of students in the process of educational activity]. Vestnik nauki Sibiri [Bulletin of science of Siberia], 2014, no. 4 (14), pp. 223–226. (in Russ.)
9. Gor'kavaya A.Yu., Sidorova O.N., Kuznetsova I.A. [Peculiarities of the psychophysiological status of sophomore students studying at the biological departments of the university and medical university]. V mire nauchnykh otkrytiy [In the world of scientific discoveries], 2016, no. 7 (79), pp. 83–97. (in Russ.)
10. Dzhalyaletdinov N.T., Kasymova R.N., Ivanov R.V., Al'-Abdulla S.D. et al. [Psychological portrait of students of the faculty «Public Health» KazNMU] Vestnik Kazakhskogo Natsional'nogo meditsinskogo universiteta [Bulletin of the Kazakh National Medical University], 2018, no. 1, pp. 398–402. (in Russ.)
11. Izatulin V.G., Karabinskaya O.A., Kalyagin A.N. [Psychophysiological personality traits and their influence on the process of students' adaptation to the educational environment]. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal [Siberian Medical Journal]. 2015, vol. 136, №. 5, pp. 130–132. (in Russ.)
12. Korel'skaya I.E., Kuznetsov A.A. [Express assessment of the state of the central nervous system of a person by the parameters of a simple visual-motor reaction] Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Research]. 2016, no. 8-2, pp. 194-197. (in Russ.)
13. Mal'tsev V.P. [Gender features of the psychophysiological adaptation of part-time students in the context of educational activities]. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya [Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology], 2018, vol. 7, no. 1 (22), pp. 35–38. (in Russ.).
14. Mantrova I.N. Metodicheskoe rukovodstvo po psikhofiziologicheskoy i psikhologicheskoy diagnostike [Methodological manual on psychophysiological and psychological diagnostics], Ivanovo, 2007, 216 p. (in Russ.).
15. Morozova Yu.V. [To the question of the adaptation of foreign students in a multinational university: regional aspects]. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya [Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology], 2018, vol. 7, no. 1 (22), pp. 129–132. (in Russ.).
16. Negasheva M.A., Manukyan A.S. [An integrated approach to the study of the morphophysiological and psychological adaptation of boys and girls - students of Moscow universities]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 23. Antropologiya [Moscow University Physics Bulletin. Series 23. Anthropology], 2016, no. 2, pp. 49–58. (in Russ.)
17. Orlova V.V., Luts Yu.A. [Features of the adaptation of students from the autonomous territories of Siberia in the conditions of a scientific and educational complex]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern studies of social problems], 2015, no. 5 (49), pp. 135–146. (in Russ.).
18. Simonova O.I., Popova E.V., Makhalin A.V. [Adaptation of first-year students to university conditions]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2018, no. 1, pp. 65–69. (in Russ.).
19. Suyundikova Zh.T. [Neurodynamic features of female students of the Republic of Kazakhstan: interethnic aspect]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2015, no. 5, pp. 172–177. (in Russ.).
20. Tapalova O.B., Zhienbaeva N.B. [Psychophysiological correlates of distress]. Universum: psikhologiya i obrazovanie [Universum: psychology and education]. 2018, no. 11 (53), p. 4. (in Russ.).
Опубликован
2019-12-04
Как цитировать
Мальцев, В., & Суюндикова, Ж. (2019). ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОК РУССКОГО И КАЗАХСКОГО ЭТНОСОВ К ОБУЧЕНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ. Психология. Психофизиология, 12(3), 72-82. https://doi.org/10.14529/jpps190307
Раздел
Психофизиология