ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ИМПЛИЦИТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О ЖИЗНЕСПОСОБНОМ ЧЕЛОВЕКЕ
Аннотация
Обоснование. Идея изучения имплицитных представлений о жизнеспособности человека в кросскультурном контексте представляется новой и интересной в плане выявления внутренних механизмов формирования стратегий поддержания жизнеспособности у представителей разных этносов. Цель исследования заключается в выявлении кросскультурных различий в имплицитных представлениях о жизнеспособном человеке. Материалы и методы. Выборка включала: 470 человек представителей казахской национальности; 470 граждан Российской Федерации; 410 человек, имеющих гражданство США. На первом этапе использовался ассоциативный эксперимент, заключающийся в выявлении реакций в ответ на стимул «жизнеспособный человек». На следующем этапе применялся метод субъективного шкалирования. Результаты были обработаны посредством факторного анализа с использованием пакета Statistica 15.0. Результаты. Выявлены различные факторные структуры ментальных репрезентаций жизнеспособного человека. Заключение. В ходе исследования было выявлено, что обыденные представления о жизнеспособном человеке у респондентов, проживающих в Российской Федерации, Республике Казахстан и Соединенных Штатах Америки, имеют черты сходства и различия. Все опрошенные ассоциируют высокую жизнеспособность с наличием жизненного смысла, оптимизма и жизнелюбия; отмечают высокую значимость целеустремленности, адаптивности, саморазвития и личностного роста. Факторная структура имплицитных представлений российских студентов
воспроизвела результаты проведенной ранее факторизации имплицитных представлений о
жизнеспособном человеке у взрослых россиян. Выраженные кросскультурные различия отмечены в ассоциациях, касающихся семьи. Эти ассоциации значимы для студентов из Казахстана и Америки, но не попадают в зону значимости у россиян. У американской молодежи семья воспринимается как «то, что помогает нашей жизнеспособности». У студентов казахской национальности жизнеспособность ассоциирована с умением создать и содержать семью, оправдать надежду родителей. В представлениях казахских студентов главным для сохранения жизнеспособности является наличие цели и смысла жизни, оптимизм, человечность, вера в Бога (Аллаха), служение ему, смирение («не быть гордым»). Для россиян и американцев более значимыми в контексте поддержания жизнеспособности являются ценности собственной гордости, чувства собственного достоинства. У американцев жизнеспособность определяется силой, выносливостью. Российские студенты убеждены, что быть жизнеспособным человеку помогает, прежде всего, его целеустремленность, самостоятельность, ум, способность хорошо адаптироваться и успешность.
Скачивания
Copyright (c) 2019 Психология. Психофизиология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.