СТИЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ВИКТИМНОСТИ

  • Р. И. Фролова Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск rimma_d-94@mail.ru
  • О. В. Байгужина Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск baiguzhinaov@cspu.ru
Ключевые слова: виктимность,, виктимизация,, саморегуляция поведения,, эмоциональный интеллект,, студенты,, социальная адаптация.

Аннотация

Обоснование. В настоящей работе виктимность рассматривается как психологиче-
ское отклонение, проявляющееся в специфических поведенческих реакциях, характери-
зующих тип потенциального потерпевшего. Акцент ставится на необходимости учета
уровня реализованной виктимности личности, формирования ее адекватных форм прояв-
ления и коррекции на этапе профессиональной подготовки педагогического работника.
Цель. Выявить стилевые характеристики саморегуляции поведения у студентов с различ-
ным уровнем виктимности. Организация и методы исследования. На основе анализа по-
лученных результатов по шкале «Реализованная виктимность» опросника «Склонность к
виктимному поведению» все обследуемые дифференцировались на две группы: лица со
«средним» уровнем (n = 36) и «ниже среднего» (n = 53) реализованной виктимности. Дан-
ные о виктимности, саморегуляции поведения, эмоциональном интеллекте у студенток пе-
дагогического вуза получали с помощью соответствующих опросников: «Склонность к
виктимному поведению», «Стиль саморегуляции поведения», «Эмоциональный интел-
лект». Результаты. В структуре виктимности студентов определены высокие уровни по
шкалам, оценивающим склонность к зависимому и беспомощному поведению, к агрессив-
ному виктимному поведению, к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, к
некритичному поведению. При сравнении групп студентов с разным уровнем виктимности
выявлены особенности, выраженные: в различиях стилевых характеристик саморегуляции
поведения (в реализации процессов моделирования, оценивания и гибкого взаимодейст-
вия); в отсутствии различий параметров эмоционального интеллекта. Заключение. Осо-
бенности проявления саморегуляции поведения у студентов определяются уровнем их
виктимности. Представители группы лиц с «низким» уровнем виктимности в два раза ча-
ще демонстрируют высокую саморегуляцию поведения по сравнению с респондентами
группы со «средним» уровнем виктимности. Выявленная группа риска студентов, прояв-
ляющих склонность к зависимому и беспомощному поведению, требует специальных ме-
роприятий по сопровождению их социальной адаптации в вузе. С точки зрения формиро-
вания профессиональных компетенций будущего педагога целесообразно включение в
программу курсов по выбору (специализированных курсов) анализа результатов исследо-
ваний виктимности студентов, педагогических работников, а также способов коррекции
виктимной деформации личности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Информация об авторах

Р. И. Фролова , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Магистрант кафедры общей биологии и физиологии

О. В. Байгужина , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания

Опубликован
2019-10-29
Как цитировать
Фролова, Р., & Байгужина, О. (2019). СТИЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ВИКТИМНОСТИ. Психология. Психофизиология, 12(3), 5-16. https://doi.org/10.14529/jpps190301
Раздел
Общая психология, психология личности, история психологии